Наш поезд прибыл в Симферополь в 7-30, мы с Коляном выгрузились из него и собрали велосипеды. Спешить нам было некуда, так как Лёша должен приехать к обеду. Попили чая, перекусили булками и поехали искать магазин "Вертикаль", в котором необходимо было поставить печать контрольно-спасательной службы Крыма в маршрутную книжку. Нашли его и после открытия в 9-00 печать получили.
Времени у нас ещё было немало, поэтому побродили по рынку и сели в пиццерии поесть и скоротать время. Часа через 2 нам надоело это заведение и мы решили идти ждать на вокзале – контролировать прибытие нужного нам поезда. В-общем, так мы и провели первую половину дня.
Луганский поезд прибыл около часу дня, мы помогли Лёхе собрать вещи и технику. После заехали на рынок и купили свежих овощей. И в путь! Что запомнилось, так это огромное количество машин на дорогах города. Через 10 км мы благополучно выехали из него и начался поход :).
Пока мы ждали Алексея, пришла нам в головы одна светлая мысль – а не заехать ли нам по пути в урочище и скальную крепость Бакла, которые находятся по пути. Решили, что это будет не лишним :). Но перед этим, проезжая с. Приятное Свидание, не удержались и сфотографировались с таким замечательным названием (фото).
Через 24 км мы подъехали к повороту на с. Скалистое, куда и свернули. Проехав село свернули налево на грунтовую дорогу, ведущую к этой самой Бакле. А еще через пару километров увидели на вершине плато и саму крепость (фото). На туристской стоянке, которая была оборудована у подножия горы, стоял микроавтобус. На поляне народы устроили пикник, вокруг бегали дети. Мы поднялись немного вверх и нашли полянку, где и оставили наши велики. А сами вскарабкались на плато, смотреть и удивляться :).
Я такое видел впервые – вся скала была изрыта пещерами, пещерками и ходами между ними (фото). Не представляю, как можно было такое сделать с помощью только палок-копалок, или что там у них было. Ну и сама скала местами имеет прикольную структуру, очень похожую на губку (фото). Час, может чуть меньше, мы отвели на осмотр этого средневекового города. И тут как-то внезапно захотелось покушать :). Спустились к велосипедам и под дружеское чавканье прикинули по карте место для сегодняшней ночёвки (фото).
Дальнейшие действия были такие – вернулись на трассу и доехали до Бахчисарая, который планировали посетить на следующий день. Там, взяв языка, разузнали дорогу, которая нам понадобится завтра с утра и поехали искать место для лагеря. Проехав какие-то дачи и свернув в близлежащую посадку решили не сильно париться и стали метров в 50ти от склона над Бахчисараем (фото).
Ужин готовили уже в темноте, так как долго расчищали место для палатки, костра и великов. Зато потом с таким удовольствием поели, как бывает только в походе ;).
За день проехали 47,33 км (ходовое время 2:55) со средней скоростью 16,2 км/ч.
День второй (19 сентября)
Утром позавтракали вечерним супом, собрали пожитки и ринулись, в прямом и в переносном смысле, в Бахчисарай. Спускались по крутой и узкой тропинке, что было не так-то и просто. Но мы справились на "5+" :). Метров через 500 приехали к Ханскому дворцу, который хотели посмотреть с детства. Ну и вот, мечта сбылась – походили, посмотрели, пофотографировались. Несмотря на довольно раннее время, посетителей уже было достаточно много (фото). Нам это не помешало, мы увидели всё, что хотели и поехали дальше, в Успенский монастырь, расположенный в ущелье Марьям-Дере.
Что хорошо в Бахчисарае, так это то, что все местные достопримечательности находятся на единственной центральной дороге. Заблудиться невозможно, искать не надо – едешь себе прямо и всё :). По пути запаслись водой из крана, который торчал из стены одного из домов. Вода нормальная и не мы одни наливали оттуда воду.
Успенский монастырь проскочили как-то слишком молниеносно, даже не сфотографировали. После того, как мы поняли, что вообще произошло, решили не возвращаться. Впереди же нас ждал пещерный город Чуфут-Кале, который находится на расстоянии примерно 1го километра от монастыря. Дорога к нему как-то не очень нам понравилась, ехать по ней довольно сложно (фото). Зато вокруг неплохие пейзажи.
Посетителей была масса, в основном с экскурсоводами, но встретились и 4 пеших туриста (один паренек со взводом девушек). Город-крепость Чуфут-Кале гораздо больше, чем Балта (фото), но вход платный. Мы решили не тратить 120 грн., осмотрели снаружи и потопали дальше, по направлению к Тепе-Кермен. По дороге много останавливались с целью поесть кизила и лесных орешков, которых там огромное количество. Во время одной из таких остановок с горки, навстречу нам, спустилась группа велосипедистов около 20-25 человек. Они были с лёгкими рюкзачками за плечами. Оказалось, что, прибыв на поезде в Симферополь, они пересели на электричку до Бахчисарая, где и поселились. Днём выезжают на радиальные прогулки. Не наш метод ;).
В горах наткнулись на старое караимское кладбище Балта тиймъ, что в переводе означает "Топор не тронет" (фото). На бумажке на входе в него было написано, что пару лет назад группа евреев из 20ти человек, возглавляемая каким-то кадром из Москвы, специально приехала сюда и надругалась над останками. Не знаю, каким образом они это сделали, но так было написано. Короче говоря – уроды какие-то, вероятно.
Козьими тропами выходим на вершину очередного плато, откуда нам открывается отличный вид на окрестности (фото). Пытаемся визуально определить правильное направление движения, но оканчивается это продолжением движения по натоптанной дороге. На спуске проезжаем очередную оборудованную туристскую стоянку, поворот на с. Машино, который мы оставляем слева от себя. Видимо тут мы были неправы и надо было поворачивать на него. Почему – позже :). Вскоре пришлось остановиться, так как вдоль дороги росли яблоки и груши. Нарвали фруктов пару килограмм, так, про запас.
Внезапно, на очередной горе выезжаем к скиту св. Анастасии (фото) и что удивляет, там тоже много посетителей. Дальнейшая дорога – это ужас, летящий на крыльях ночи. Узкая тропа, уходящая круто вниз и извивающаяся между деревьев и прочей растительности, выложенная покрышками от легковых автомобилей. Пологий её участок можно увидеть на фото. На этом месте самое интересное. Оказалось, что мы попали не на Тепе-Кермен, а на Качи-Кальон, о чем свидетельствовала надпись на камне. Похоже, что нам всё же нужно было поворачивать на Машино, когда была такая возможность :).
Качи-Кальон – это средневековый пещерный монастырь, жилые помещения которого расположены в 3 яруса. Тоже довольно большой, есть на что посмотреть. По пути к нему есть и церковь св. Софии, которая вырублена в цельном камне (фото). Надо признать, что прикольно у них это получилось. Дальше подъём к самому монастырю, в котором очень много келий (фото), есть большой "актовый" зал (фото). Если пройти ещё немного, то можно найти источник святой воды им. Анастасии (фото), вода в котором, правда, не очень похожа на питьевую.
В районе источника на плато между двумя скалами натянута резинка, с помощью которой местные джамперы оказывают услуги желающим прыгнуть вниз со скалы (фото). Удовольствие не из дешёвых, стоит 250 грн. за прыжок. Мы дождались одного такого любителя острых ощущений и засняли для истории. Любитель, кстати, оказался девушкой. Понятно, почему её так долго уговаривали наконец-то сделать последний шаг :).
После осмотра спустились вниз, к дороге. Мимо протекает речка Кача, на берегу которой мы остановились на обед и помыться. Сначала попытались приготовить на газовой горелке, но, к нашему сожалению, купленный газ украинского производства совершенно не горел. Колян сильно расстроился по этому поводу, так как таких баллонов у нас было 6 штук! Приготовили на костре, а пока варилась каша мы помылись. К моменту окончания трапезы время было уже 17-00, поздновато. Но на Тепе-Кермен тоже хотелось. Колян, всё ещё очень расстроенный, сказал, что ни на какие тепе, а тем более кермены ехать не желает. Вот так, сказал, как отрезал. Пришлось идти у него на поводу :(.
Через южную окраину Бахчисарая наша удалая тройка доехала до с. Танковое, за которым и остановилась на ночь (фото). Вот такой насыщенный выдался денёк, хотя дневной пробег получился не очень большой.
В этот день проехали 37,19 км (ходовое время 3:05). Средняя скорость составила 12,0 км/ч.
День третий (20 сентября)
Утром, доехав 2 километра до с. Малое Садовое, совершили набег на продуктовый магазин. Скупили там сладкой воды, печенья и всяких других вкусных штук. После этого вернулись на въезд в село и повернули налево, в сторону дома с большой красно-белой меткой на крыше. Это был указатель нужного нам направления к скальному монастырю Челтер-Коба. Проехали оборудованную туристскую стоянку и дальше примерно через 1 км по лесной тропе добрались до деревянных ступенек, ведущих вправо к монастырю. Там оставили велосипеды и Коляна, а сами (я и Лёха) пошли пешком смотреть, как живут монахи.
Алексей пошёл туда без верхней одежды (фото), поэтому на месте ему выдали модную рубашку (фото). Оказалось, что отшельникам не чужды блага цивилизации, поэтому есть у них даже солнечные батареи (фото).
Сам монастырь возрождается и реставрируется, как мы поняли, силами местных жителей. Как они живут в этих своих кельях, я лично не представляю. Но факт – живут, и даже неплохо выглядят.
Пройдя дальше по тропе мы нашли родник (фото), а рядом с ним и купель (фото). Вода холодная и вкусная, пополнили там её запасы. После вернулись к Коляну и он с Лёхой тоже пошёл на осмотр. Ну а я собирал лесные орешки и кизил, которых там тоже очень много :).
После возвращения экскурсантов мы вернулись к туристской стоянке и по указателю поехали налево по дороге на Мангуп. Дорога была, мягко говоря, не очень проезжабельной (фото), но хорошо, что не очень длинной. Уже через 3,5 км мы вышли к с. Залесное, где нам понравилась панорама, образованная скалами. После мы узнали, что это место называется "Природные сфинксы Каралезской долины" (фото). В Залесном расположена туристская станция "Мангуп".
В селе, рядом с озерцом, на лавочке остановились перекусить и сделать заметки в бортовом журнале. После этого проехали еще 3,5 км по трассе и свернули на грунтовку, ведущую к пещерному монастырю Мангуп-Кале. У подножия выбрали красивую поляну, где Колян собрался немного поспать, пока мы будем смотреть монастырь и расположенную на плато средневековую крепость (фото). Сам он идти отказался, мотивировав отказ усталостью. Ну а мы с удовольствием полезли в гору, хотя, как оказалось, это было не легко. С другой стороны горы есть нормальная дорога, по которой на плато заезжают автомобили с экскурсиями. Там зайти было бы попроще, но мы же не ищем лёгких путей :).
На верху расположен действующий мужской монастырь, который, как и Челтер-Коба, реконструируется. Его мы осмотрели бегло – идут строительные работы. На само плато ведёт деревянная лестница (фото), которой мы и воспользовались. Там, наверху, находятся развалины средневековой крепости "Мангуп-Кале" (фото), которая занимала практически всё плато. Развалин много, но в основном остались только фундаменты. Местная фауна представлена миллионами ящериц, которые там повсюду. Такого количества я больше нигде не видел. На всё про всё ушёл примерно час. Спускаться тоже оказалось нелёгкой забавой, плюс ещё и солнце припекало не слабо. Коляна мы нашли в положении лёжа, он недурно поспал :). Но, несмотря на то, что он отдохнул, идти смотреть отказался. Мы его пытались убедить, что наверху интересно, но тщетно. Ну а нам то что, мы всё увидели :). Снова двинулись в путь.
По трассе, не доезжая с. Терновка, справа на горе расположен монастырь Мангуп, который мы и сфотографировали с дороги (фото). Вверх решили не подниматься, так как уже за сегодня наскакались по горам и монастырям. Боялись передозировки :). В Терновке заехали на футбольное поле и оттуда сфотографировали очередной пещерный город – Челтер (фото). На него тоже не пошли по озвученной выше причине. Устали мы от монастырей :).
Дальше по трассе доехали до окраин Севастополя. На заправке купили питьевой воды на вечер и утро и, свернув направо, доехали до Инкермана, где и стали на ночь в сосновой посадке (фото). Палатку, из-за каменистой почвы, оказалось поставить не просто. Долго очищали место от камней и шишек, спать на которых не лучшая идея. В конце-концов поставили, приготовили ужин и еще долго сидели у костра. Утром Колян жаловался, что один булыжник мы пропустили и он давил ему в бок :). Ну а кому сейчас легко.
В итоге за день пройдено 44,37 км за 3:07 часов. Средняя скорость – 14,1 км/ч.
День четвертый (21 сентября)
Утром встали довольно рано и поехали в Инкерманский пещерный монастырь. Фотографировать в нём нам не разрешили. Пещеры, к сожалению, были закрыты. Рано мы сюда приехали. Над монастырём, на вершине горы, можно найти развалины древней крепости Каламита (фото). Там же мы увидели карьеры, в которых добывают камень-ракушечник, который везут и к нам в город на продажу. Два карьера были уже частично затоплены, а один явно работающий. Вернувшись я остался с великами, а Лёша повел Коляна смотреть уже увиденное нами. А я освобождал рюкзак от орешков и разговаривал с охранниками, расположившимися неподалёку.
После возвращения ребят мы поехали к морю, хотелось помыться и постирать некоторые вещи. Остановились на небольшом пляже, расположенном в Севастопольской бухте. Там заодно и перекусили салом, хлебом и горчицей. В этом походе мы откровенно много употребляли горчицу, с чем это связано – непонятно :).
В Севастополь решили пробираться напрямик, а не возвращаться по трассе. Как показало дальнейшее развитие сюжета – тут мы погорячились :). Ползти приходилось сильно в гору, один человек не мог вытолкать велик, поэтому тащили по двое (фото). Получили море удовольствия. Устали тоже немало. Но через час с небольшим всё же добрались до города и поехали в центр – себя показать, на других посмотреть. Музей флота был закрыт, но экспонаты, находящиеся на свежем воздухе, можно было посмотреть и при закрытом музее. Чем и воспользовались Коля и Алексей. После прокатились по набережной и двинули смотреть Херсонес Таврический.
Я остался с велосипедами на лавочке, а братья, купив билеты, пошли на экскурсию. Я там был неоднократно, поэтому идти не планировал. Погода как-то начала немного портиться, небо затянуло тучами, начал подниматься ветер. По приходу Колян еще рыскал по ларькам с сувенирами и выбирал в свою коллекцию колокольчик. Выбирал-выбирал, что аж вернулся за ворота в музей и купил там. Переборчивый он у нас :).
Наконец-то всё куплено и можно двигаться дальше. Через 25 километров выезжаем на ялтинскую трассу и стремительным домкратом несемся вперёд :). Перед поворотом на с. Морозовка Лёша пробил заднее колесо. Меняем камеру довольно быстро, так как надо спешить – скоро начнёт темнеть. Что радует – трасса с прекрасным асфальтом, ехать одно удовольствие. Хочется как можно ближе подъехать к Чернореченскому каньону, радиалку к которому мы планируем завтра. Через 8 километров свернули к с. Широкое. Проехав перевал Перовский понимаем, что пора уже искать место для ночёвки – начинает темнеть.
В этот день мы проехали 68,60 км (ходовое время 4:51). Средняя скорость – 14,1 км/ч.
День пятый (22 сентября)
Утром продолжили путь через с. Широкое дальше, к реке Черная. Сначала проехали мост и налево повернули уже за ним. Тут же встретили лесника, который сказал нам, что сюда нельзя. Мы спросили, как нам добраться и посмотреть Чернореченский каньон. Лесник сказал, что лучше всего его смотреть с противоположного берега реки, поэтому мы вернулись через мост и свернули уже там. По дороге обнаружили поляну с горой лесных орехов :). Не смогли сдержаться и опять набрали их полные карманы рюкзаков. После, проехав около километра, решили остановиться на поляне. Дальше ходили пешком по лесной тропе. Сначала я пошёл с Лёшей. Нашли самую отвесную часть каньона, но сфотографировать нам её не удалось – батарейки в фотоаппарате сдохли :(.
Вернулись на базу к Коляну и я, взяв его и новые батарейки, опять пошёл к месту, где мы нашли пороги на реке. В этот раз удачно сфотографировали (фото). Тут, откуда ни возьмись, появляются пешие туристы, мы с ними поздоровались. Смотрим, а вереница не заканчивается. Оказалось, что их человек 50, приехали из Донецка. Пока мы продолжали любоваться местностью они, как потом рассказал Лёша, остановились отдохнуть на нашей поляне и развлекали Алексея анекдотами.
Вернувшись, туристов мы уже не застали. Собрались и поехали назад, к повороту на с. Орлиное. Их банда лежала на травке у дороги и ждала отставших. Кстати, немного о Коляне. При выезде на дорогу мы с Лёхой спешились и выкатили велики, а Колян, увидев молодых туристок недалеко, решил, как обычно, показать, какой он мачо. Конец немного предсказуем. Коля оказывается в кустах :). "Девочки плачут, матросы смеются" (с).
В темпе доезжаем до Орлиного, там, в местном гастрономе, покупаем печенья, хлеба и приправы какой-то. После села дорога как-то неприлично начинает вести вверх. Начался подъём на перевал Байдарские ворота, догадались мы :). Честно говоря, заехали мы на него довольно живо. Я предполагал более тяжёлый подъём. До вершины оказалось 5,5 километров. Там, естественно, фотографируемся (фото). Оттуда открывается прекрасный вид на Форос и море (фото). После удачно проведенной фотосессии одеваем тёплые кофты, ведь теперь нам предстоит спускаться вниз по серпантину.
Вниз – это очень хорошо. Правда примерно на трети дороги приходится останавливаться, потому что у Алексея тормоза как-то перестают тормозить. Он меняет колодки и мы несёмся дальше. Правда руки устают, ведь они постоянно находятся в напряжении, частенько приходится притормаживать. Без этого можно запросто вылететь с дороги – очень большой градиент и скорость растёт моментально. Машины, что радует, не обгоняют нас, а ждут, когда мы сами их пропустим, заехав в карман на трассе.
И вот мы на верхней трассе. В Форос спускаться нам незачем, поэтому решаем ехать по ней в Алупку. Там хочется посмотреть Воронцовский дворец. Пока мы отдыхали, нас настигли 2 велотуриста, оказавшиеся белорусами. Они отдыхали в Форосе, а теперь хотят доехать до Ялты и там пару дней поваляться на пляже. Немного поговорили с ними и поехали дальше вместе. Силы после перевала уже не те, поэтому отпускаем их вперед, а сами останавливаемся на перекус. Место неплохое – с видом на Ай-Петри (фото). Сардельки тоже неплохие. И даже хлеб не просто, а очень вкусный :). Проголодались! После этого, повеселевшие, доехали до поворота на Алупку.
Опять крутой спуск по городу. Людей много – сильно не разогнаться. С помощью прохожих находим вход во дворец и смело заезжаем в него :). В сторожке находим сторожа и интересуемся у него, можно ли доехать до Ялты не поднимаясь назад на верхнюю трассу? К нашей радости оказалось, что можно, причём очень даже просто. Через всю территорию Воронцовского дворца идёт так называемая нижняя трасса. Вот по ней то и можно доехать до Ялты.
Кроме самого дворца там ещё и очень классный парк. Горы экзотических растений, всё чисто, ухожено. Очень много людей, как с экскурсиями, так и просто гуляющих. Мы тоже просто погуляли, периодически фотографируя (фото). Погуляли и поехали дальше.
У подъёмника на Ай-Петри остановились у ларьков попить горячего чая. К слову, на ЮБК практически везде есть ларьки, в которых можно купить попить, поесть. Проблем с этим нет, единственное - страшновато покупать там еду. Из чего её готовят непонятно, а если отравился, то пару дней отлёживаться придётся. Поэтому мы не питались в таких местах.
Вдоль дороги проносились или города, названия которых знакомы всем, кто ездит отдыхать в Крым, или заборы :(. Спуститься к морю нет никакой возможности. Вся земля, похоже, распродана под частные пансионаты, базы отдыха и т.п. У одних ворот встретился нам сторож, у которого мы поинтересовались, где можно спуститься к морю и стать лагерем. Он сказал, что таких мест нет до самой Ялты, а в Ялте он просто не знает. Нас эти новости расстроили, но мы решили ещё уточнить насчёт Ялты в самом городе. Доехав до него мы спросили у прохожих, где можно поставить палатку. Нам ответили, что из открытых пляжей остался только один – городской. Но и он закрывается в 20-00. Тут то мы и поняли, что с ночёвкой у нас проблема :(.
Пришлось доставать карту и думать над ней о дальнейших действиях. Решили, что раз нам завтра (по плану) ехать на Большой каньон, то и ночевать нужно по пути к нему. Это логично :). Поэтому поднялись на верхнюю трассу и покатили в сторону с. Виноградное, искать подходящее место там. Проехав село и базу отдыха, расположенную за ним, обнаружили неплохую поляну справа от трассы. Спустили велики и уже по темноте поставили палатку (фото). Ну а после, как обычно, приготовили ужин и с удовольствием поели :). Этот день, почему-то, оказался для меня самым тяжелым в физическом плане.
В этот день было пройдено 76,25 км за 5 часов и 21 минуту ходового времени (средняя скорость – 14,2 км/ч).
День шестой (23 сентября)
Сегодня – Большой каньон Крыма! Ура! Дорога к нему проходит через Ай-Петри. Через 2,1 км мы были у водопада Учан-Су, который и пошли смотреть. Хоть было и довольно рано, но людей там было уже достаточно много. Плохо то, что в это время года водопад почти пересыхает (фото). Перелезли через забор и набрали воды прямо из водопада :).
После попили горячего чая и поехали дальше, вверх. По пути встретили 2х велосипедистов, парня с девушкой, которые тоже ехали на Ай-Петри. Мы их немного обогнали, но вскоре Колян сказал, что ему надо остановка и отдых. Делать нечего – остановились. Пока отдыхали они нас догнали и, немного поговорив с нами, поехали дальше. Через какое-то время мы продолжили подъём, догнав парня и девушку. По дороге проехали лесника, который попросил нас следить за пожарной обстановкой по пути. Мы согласились следить за ней :).
11,4 км – доехали до Серебряной беседки. Народу там тьма, масса микроавтобусов. Решили не заходить смотреть саму беседку, ограничились фотографией её на рекламном плакате :). Покатили дальше. Через пару километров остановились на перекус. Поели сала с хлебом и ещё что-то, не помню уже. Несколько раз по дороге останавливались для того, чтобы сфотографировать красивые виды на море (фото). В итоге подъём на Ай-Петри от нашей стоянки до вершины длился 18,13 км (фото). Там народу не меньше, чем у беседки, а даже побольше.
Дальше дорога недолго была без подъёмов, а после в основном вниз :). Причём спуск довольно крутой и извилистый. Проехав около 38 километров за сегодня мы приехали к входу в Большой каньон Крыма (называется 6й километр). Спускаясь к нему я не хотел думать о том, что сегодня нам ехать обратно. Так как сильно вверх :).
Тут нам повезло, продавщицы чая согласились присмотреть за нашими великами, пока мы будем смотреть каньон. А лесника, который собирает деньги за вход, сегодня нет :). К слову, вход стоит 30 грн. с человека. Нам объяснили, как лучше пойти, чтобы увидеть всё и мы пошли. Очень классно в каньоне, всем понравилось. Сначала шли по верху (фото), потом спустились вниз к реке (фото). Прошли карстовый источник Пания (фото). Дальше дошли по ущелью каньона (фото) до ванны Молодости (фото). Немного покрутились там и пошли назад, по низу (как нам и посоветовали местные торговцы сувенирами). Проходя мимо очередного озерца мы встретили группу велосипедистов, которые были совсем налегке, не у всех были даже заплечные рюкзачки. Классно конечно, но не наш метод :). В конце-концов мы каким-то чудным образом вышли к тому месту, где мы заходили. Хотя начали уже закрадываться подозрения, что мы немного заблудились и придётся возвращаться назад и идти по тому пути, по которому пришли.
На входе решили попить чая и женщины сказали, что мы можем выбрать, какой брать. Оказалось, что они там не обычный чай продают, а настоянный на мёде и всяких травах и ягодах. Сортов 30 наверно. Короче говоря, попробовали мы сортов 10, выпив по три чашки :). Очень вкусно, даже не знаю, какой больше понравился :).
Ну а дальше снова вверх на Ай-Петри... Вечерело :). Холодало :). Усталость накапливается и ехать становиться ощутимо тяжелее :). Но приходится ехать в довольно высоком темпе, так как есть вероятность не успеть по светлому доехать до стоянки. Получилось всё-таки так, что когда мы приехали на вершину Ай-Петри, уже начинало смеркаться. Одели тёплые вещи, так как уже ощутимо похолодало, а впереди крутой спуск длиной 18 километров. И понеслись...
Жгли мы, как говорится, нипадецки. Хорошо было то, что очки у меня "хамелеоны", поэтому в тёмное время суток они не мешают, становятся прозрачными и просто спасают глаза от всяких насекомых и прочего. Ребятам приходилось труднее. Где-то на середине спуска стало неприлично темно и мы выпустили Коляна вперёд с фонариком. Сами ехали просто за ним на свет. Вскоре дорога перестала различаться и ехали просто на ощупь :). Я попробовал ехать со своим фонарём, но так оказалось ещё хуже :(. Водители нас не обгоняли, а ехали сзади. Правда и мы держали довольно приличную для такой ситуации скорость. В итоге без происшествий доехали до места ночёвки. Замёрзли правда.
Сразу развели костёр и сделали чай, согрелись. После этого уже ставили палатку, готовили суп, обсуждали прошедший день. Все всем остались довольны :).
В этот день проехали 75,95 км (ходовое время 5:57). Средняя скорость – 12,7 км/ч.
День седьмой (24 сентября)
После вчерашних подъёмов спалось хорошо и долго. То есть проснулись мы довольно поздно. Быстро позавтракали, но это нас не спасло – выехали в 10-00.
От лагеря до верхней трассы – 2,87 км. Дальше налево, на Алушту. Машин много, но дорога довольно широкая. Мы никому не мешали и нам, соответственно, тоже никто не мешал. Проехав порядка 15 км ребята проголодались и на выезде из Массандры мы с Алексеем обнесли местный магазин. Пока мы были в магазине, по дороге проезжала группа на велосипедах, которая и остановилась около Коляна. Они оказались из Санкт-Петербурга. Ехали радиалку в крымский заповедник. Мы им сказали, что нас туда не пустили в контрольно-спасательной службе, но они ответили, что будут туда пробираться тропами. Если их остановят, то они просто развернутся и вернутся. На том мы и разъехались. Выехав из Массандры остановка и уничтожение печенья и сладкой воды. Ну и собирание здоровенных шишек :).
Проехав 44 километра мы оказываемся в Алуште. На часах 14-00. Сворачиваем к морю, очень хочется на пляж. Выехали к нему, а он забит людьми до отказа! Погода ведь отличная. Тепло, как летом. Алексей с Коляном пошли купаться, а я остался в тени их ждать и охранять велосипеды. После их возвращения мы прилично пообедали, собрались и поехали дальше.
По плану посещение Долины Привидений. Поэтому выезжаем на симферопольскую трассу и дальше, вверх, к повороту на село Лучистое. А ведь это не просто подъём, а подъём на Ангарский перевал. Встретилось нам большое дерево, обвешанное алычой. Не могли удержаться и нарвали её огромный пакет, шоб було :). Через 10 км доехали до нужного поворота и повернули направо. Там сфотографировали Долину Привидений, голову Екатерины, которые находятся на горе Южная Демерджи (фото).
После было 2 варианта продолжения: выбираться козьими тропами к Генеральскому, или по асфальту ехать в село Солнечногорское и уже оттуда ехать радиалку к водопаду Джур-Джур. Взяв местного языка и спросив у него насчёт тропы мы поняли, что она не сильно проезжаемая. Колян с Лёхой категорически отказались ехать по ней. Пришлось идти у них на поводу. В Лучистом встретили группу из Кривого Рога, которые приехали сюда на ночёвку. Немного с ними поговорили и, предварительно купив продуктов в супермаркете, поехали к морю.
По дороге встретили ещё 2 велогруппы по 2 и 3 человека. Одна группа молодёжи, а вторая состояла из людей явно пенсионного возраста. Ну а мы по дороге вверх-вниз, наконец-то доехали к морю и, проехав Солнечногорское, стали за посёлком на ночь. Там оказалось оборудованное для палаток место, которое мы с удовольствием и заняли (фото). Единственная проблема заключалась в том, что дров не было. Нет, они конечно где-то были, но не рядом с нашей палаткой. Поэтому я остался её ставить, а ребята пошли на поиски дров.
Минут через 10 они вернулись с ворохом веток, которых нам хватило не только на вечер, но и на утро. Ужин получился удачный, наелись до отвала, долго сидели у костра и разговаривали...
За день пройдено 82,76 км за 5 часов 23 минуты. Средняя скорость – 15,3 км/ч.
День восьмой (25 сентября)
Вот и утро, мы собираемся ехать к водопаду Джур-Джур :). По указателю поворачиваем на Генеральское и вперёд. Как-то сразу начался подъём, что нас немного удивило. Забегая вперёд, скажу, что он не заканчивался до самого Генеральского. Причём, по моему мнению, это была пока самая крутая дорога вверх. Местами приходилось переключаться на первую звезду впереди, чего я не делал на прошлых перевалах.
В Генеральском Колян пробился и пока он клеил камеру Лёша поехал дальше и договорился в охранниками, что они посторожат наши велосипеды. Так и вышло, мы оставили коней и дальше пошли пешком. Идти пришлось довольно много, где-то около 1÷2 км. Естественно вверх :). По пути нам попадались причудливые деревья (фото, фото). Да и дорога местами оставляла желать лучшего (фото).
Пройдя рыночек мы вышли к очередной сторожке с охранниками, которые продавали билеты для посещения самого водопада. Стоили они по 20 грн. с человека. Заплатили и пошли смотреть. Водопад оказался более полноводным, по сравнению с Учан-Су, в чём можно убедиться (фото). Людей, опять же, много. Приходилось долго ждать, чтобы сфотографировать окрестности и в объектив не попадали люди. Тем не менее нам это удалось и пошли мы назад.
Около охраны, где мы оставили велосипеды, из родника набрали воды и поехали обратно в Солнечногорское. Спуск значительно приятнее, чем подъём :). Доехав до трассы свернули на Рыбачье и, проехав за сегодня 23 км, оказались в этом посёлке. По пути остановились посмотреть церковь, которую достроили совсем недавно (фото). Эта церковь построена в память о погибший моряках и затонувших кораблях, поэтому там много якорей и прочего (фото).
В Рыбачьем выбрались на пляж, с целью пообедать и покупаться. Всё получилось очень хорошо, попили чая, поели, накупались. Единственное, что потеряли много времени. Но это не страшно, ведь мы отдыхаем :).
За посёлком сразу начинается неплохой подъём, который длится 6 км. За ним, после спуска, следующий, не очень длинный, всего 3,5 км. Мы с Алексеем всё чаще и чаще останавливаемся, чтобы подождать отстающего Николая. Коля нервничает из-за того, что отстаёт. Мы его успокаиваем, как можем. Получается у нас не очень :).
Доехав до поворота на с. Приветное мы понимаем, что где-то обсчитались в километраже и нам придётся ехать на 10 км больше того, что мы рассчитывали. Это, естественно, подняло наше настроение :). Ведь мы так любим кататься на велосипедах. Дорога опять пошла вверх-вниз, но через примерно 6 км мы наконец-то выехали к морю. Там уже дело техники, быстренько доехали до въезда в Морское и стали на пляже. Это был автомобильный кемпинг, на котором, на удивление, оказалось приличное количество автомашин (фото).
С дровами, естественно, тут тоже была проблема. Поэтому действовали по заранее отработанной схеме: я ставлю палатку, а Коля с Лёшей собирают дрова в ближайших кустах. Всё получилось и в скором времени мы уже готовили ужин.
В этот день проехали 53,25 км (ходовое время – 3:54). Средняя скорость – 13,6 км/ч.
День девятый (26 сентября)
Сегодня утром мы никуда не спешили, так как по плану у нас сегодня Судак, в котором мы отдыхаем, купаемся и всё :). Поэтому с утра принимали водные процедуры, поговорили с чудаком, который остановился возле нас на машине с семьёй. Он, оказалось, раньше тоже любил прокатиться на велике, поэтому было о чём поговорить. В 10-30 мы наконец-то собрались и выехали.
Через 19 км появилась табличка с надписью "Sudak". Ещё через 5 километров мы приехали к Генуэзской крепости. Лёшу отправили смотреть её, а сами остались ждать его в интернет-кафе. Зарядили телефоны, перекусили. Крепость мы с Коляном смотрели в 2008 году, поэтому идти передумали. Вот.
Часа через полтора вернулся Алексей и мы поехали на пляж, который обнаружили в прошлой поездке. Вход к нему для нас – дырка в заборе. Пляж принадлежит санаторию, поэтому он чистый и народу на нём мало. До вечера там мы и были, накупались от души. Погрелись на солнце, отлично провели время.
Ну а на ночь поехали на нашу прошлую стоянку (фото). Место просто сказочное, вид просто загляденье. Поужинали и еще долго сидели и разговаривали о том, о сём. Кстати, вечерком начал накрапывать дождь.
Пробег за день – 31,63 км за 2 часа 13 минут. Средняя скорость – 14,2 км/ч.
День десятый (27 сентября)
Дождь как начал идти вечером, так и продолжал ночью и даже утром. Вылезать из палатки не хотелось, поэтому решили дождаться его окончания. Это привело к тому, что выехали мы сегодня только в полдень.
Первые 10 км ехалось отлично, потому что не в гору. Подъём начался неподалёку от Лесного и продолжался до Грушевки. До поворота на Старый Крым проехали 19 километров. До Старого Крыма 26 км (фото). До Феодосии дорога совершенно прямая, но ветер хоть и боковой, но слегка в лицо. Правда ехалось нормально, соскучились мы по прямой дороге без всяких там подъёмов :). Через 61 км приехали в Феодосию (фото), а ещё через 11 км – пгт. Приморский (фото). Этот посёлок примечателен тем, что на местном судостроительном заводе строили самые большие в мире корабли на воздушной подушке – "Зубр". Вот тут Николай и проколол камеру. Пока он её менял Лёха сходил к морю, а я помогал Коле. Сегодня мы хотели доехать как можно ближе к Арабатской стрелке. А завтра её преодолеть за день.
Проехали Батальное (87 км), Каменку (102 км) и доехали до старой крепости, которая находится как раз на въезде на Арабатку. Решили ехать дальше, пока не надоест. Забегая вперёд скажу, что надоело нам быстро.
Стало совсем темно, Колян достал фонарик. Плюс ко всему началась классическая дорога стрелки – "шифер". Навстречу нам попались велосипедисты – парень с девушкой. Перекинулись с ними парой фраз и поехали искать место для стоянки.
113 км – проезжаем село Соляное. Примерно через 2÷3 км решаем выходить на берег Азовского моря и становиться. Там очень сильный ветер, пришлось растягивать палатку с помощью велосипедов. Дров тоже нет, поэтому ужинаем печеньем и водой. Мало конечно, но что было, то и съели.
За день пройдено 116,66 км (ходовое время – 6:05). Средняя скорость составила 19,1 км/ч.
День одиннадцатый (28 сентября)
Ночью был ливень, который пытался идти даже в 7-00, когда мы проснулись. Так как есть было нечего, а готовить не на чем, то собрались мы очень шустро (фото) и поехали искать хоть какие-то дрова.
Первое дерево попалось нам через 26 км (фото). Развели костер и давай варить кашу, Колян в это время пошёл к морю, просто посмотреть. Еды получилось много и наелись мы до отвала. До вечера должно хватить энергии.
32 км – проехали какое-то одинокое строение, 41 км – одиноко стоящий дом. Как там живут люди, я лично не представляю. Но факт остаётся фактом – живут! Дорог, как обычно, много. Ехали в основном по разным. Качество тоже было разное, где влажно, там и "шифера" практически нет, но в основном он есть :(.
Проехав 45 км Колян пробил сразу оба колеса. Пока меняли камеры начался дождь, после он закончился, но минут через 5 опять пошёл. Промокли мы полностью. Позже стало душно, но футболки снимать нельзя – загрызала мошкара. Питьевая вода заканчивалась :(.
На 51-м километре мы подъехали к дому, у которого увидели водонапорную башенку. Пошли просить набрать воды. Местный дед сказал нам, что пить воду можно, но она немного пахнет неприятно. Понюхав её мы поняли, что она слишком богата сероводородом. Но делать нечего, набрали пару литров. Я, честно говоря, пить её так и не рискнул и доехал на остатках в своей фляге. А ребята пили запросто, даже не морщились :).
Через пару километров поднялся сильный встречно-боковой ветер, а на горизонте впереди появилась очень чёрная грозовая туча. Мы решили сделать ход конём, а именно – остановиться и подождать, пока её снесёт ветер. Ехать в дождь не очень хотелось. Так и сделали.
На горизонте уже была видна страусовая ферма. Туча ушла и мы двинулись дальше. 60 км – проезжаем ферму, фотографируем страусов (фото). Местами дорога довольно приличного качества (фото). Но после фермы, там где дорогу ровняли грейдером, дорога превращается в ужас. Ехать очень трудно.
Отъехав от фермы километров на 5 встречаем 3х велотуристов, едущих нам навстречу. Они поинтересовались у нас, где они сейчас находятся, мы им показали наше местоположение на карте. Оказалось, что в их компании только один человек раньше ездил в походы на велосипеде, а остальные едут впервые. Мы пожелали им удачи и поехали дальше.
74й километр – село Стрелковое. Там, как я помнил ещё с 2008 года, клали асфальт. Это был старый асфальт, снятый с дорог. С тех времён, к сожалению, ничего не изменилось. Ехать по этому просто невозможно, пришлось идти параллельным курсом по грунтовке. В селе заехали в магазин и перекусили, пополнили запасы воды.
Так как нам хотелось сегодня доехать до Новоалексеевки и оттуда уже разъезжаться по домам, то старались держать весьма высокий темп. Но с встречным ветром это было не так и просто.
91 км – доехали до Счастливцево. Там нормальный асфальт и ехать стало лучше, Коляна прикрывали от ветра уже всю дорогу. Он очень устал :(. Через 5 км проехали Генгорку. Напротив церкви и пушки остановились (100 км). Я хотел сделать записи в записную книжку, а Колян в это время сфотографировал Лёшу на фоне всех этих достопримечательностей (фото).
Ещё через 7 км приехали в Геническ, дальше дорога немного повернула и ветер не так мешал движению. И вот наконец-то мы приехали в Новоалексеевку. Там сразу на вокзал и в кассу. Билеты на поезд до Луганска уже не продают, так как поезд прибывает с минуты на минуту. Решили пытаться Алексея садить на поезд без билета, договорившись с проводников. Удивительно, но нам это удаётся :).
Сами после этого берем билеты на поезд сначала до Джанкоя. Оттуда на поезде едем в Херсон. Ну а из Херсона на маршрутке в Николаев. Так и закончился наш очередной поход :).
В этот день проехали 121,58 км. Ходовое время – 7:08. Средняя скорость – 17,0 км/ч.
Итого:
Поход пройден успешно. За 11 дней пройдено 755,57 км, из них порядка 140 км грунтовых дорог и почти 9500 м общего набора высоты.
Версия отчёта, поданная на рассмотрение в МКК в формате PDF (1,4Мб).