Участок пути: Коломыя – Яблонов – Космач – река Пистынка – место ночёвки Протяженность: 50,25 км
Утром выгрузились на ж/д вокзале в Коломые, где нас встретил участник из города Ровно – Илья. Сборы велосипедов, знакомство. Наш штурман забыл ЖПС. В дальнейшем придётся упрощать маршрут. Фотография на старте (фото).
21,9 км – развилка. Поворот на Космач, где мы остановились переодеться (фото). Немного вверх и асфальт закончился. Дорога – щебень, смешанный с грязью. Это все – что осталось от асфальта. От магазина начинается плавный подъем, появился асфальт. Въезжаем наверх (фото), где открываются красивые виды на Космач со смотровой площадки (фото). За Космач едем вдоль речки Пистынка (фото). Первая переправа (фото).
43,5 км – вышли на туристскую тропу с желтыми метками. Становимся на привал (фото). Покушав, начинаем подъем (фото). Лесовозная дорога переходит в тропу (желтая маркировка), множество камней затрудняет движение (фото).
46,4 км – выходим на поляну с крокусом (фото). Желтая маркировка ушла вправо. Мы ушли левее по тропе и выехали на полонину. С полонины подъем на хребет, уходим правее. Тропа проходит через лес, завалы деревьев. Понимаем, что идем не туда. Возвращаемся и спускаемся на юго-запад. Через некоторое время выходим на полонину перед горой Хорда (фото), траверсируем гору (фото). Начинается дождь.
Немного непонятно куда идти. Разведка говорит, что по хребту идет туристская тропа (желтые метки). По ней выходим на седловину и становимся на ночевку (фото).
День второй (3 мая)
Участок пути: место ночёвки – перевал Рыжи – автотрасса Верховина – КПП карпатского заповедника - т/б Заросляк - гора Говерла – Полонина – Лазещина - место ночёвки Протяженность: 49,7 км
Седловина оказалась своеобразным перекрестком туристских маршрутов. Наш маршрут к перевалу Рыжи по красным меткам. Еще есть обозначение велосипедного маршрута. Старт через седловину (фото) по заболоченным тропам (фото, фото) к перевалу Рыжи. На спуске с перевала открываются великолепные виды на Черногорский хребет (фото).
Переезжаем через реку по мосту и выезжаем на асфальт. Едем в сторону турбазы Заросляк (фото). 14,8 км – КПП Карпатского заповедника (фото). Платим по 20 гривен "за рекреационные услуги" и едем дальше. Здесь асфальт заканчивается и начинается каменистый грейдер (фото). Проходим через сувенирные лавочки и начинаем подъем по тропе к подножию Говерлы. На тропе много выступающих корней деревьев (фото). Вокруг множество ручьев (фото).
25,3 км – седловина. Оставив велосипеды и охрану, пешком налегке продолжаем подъем на Говерлу. Вначале идет крутой подъем. Затем пологий участок и снова крутой подъем. Выше границы леса склон, в основном, покрыт снегом (фото, фото). 27,3 км – вершина горы Говерла (фото, фото).
29,3 км – вернувшись в лагерь пьем чай и после небольшого привала начинаем спуск в сторону Лазещины по тропе с желтой маркировкой (фото, фото). Выходим на обширную поляну (фото). От этой поляны начинается дорога. Местами можно ехать, местами идти. Многочисленные большие камни на дороге, крутые спуски (фото, фото). Вдоль реки началась отличная грунтовая дорога по которой можно ехать. Пришлось раза три переправляться через речку (фото, фото, фото). Отмечаемся на КПП (фото). Регистрируем маршрутную книжку в КСС.
45 км – в Лазещине выехали на асфальт. Через один километр поворот на Яблуницкий перевал. 49,7 км – становимся на ночлег (фото).
День третий (4 мая)
Участок пути: место ночёвки – перевал Яблоницкий – т/б Буковель – река Мокрянка – перевал Столы – Быстрица – Пасечное – водопад Бухтовецкий Протяженность: 57,8 км
1,8 км – перевал Яблоницкий (фото). 2,2 км – поворот на Буковель (фото). До курорта Буковель хорошая асфальтная дорога. Автомобильное движение не интенсивное, множество спусков и подъёмов. 11,5 км – центр Буковели (фото). На одном из склонов еще катаются на лыжах.
11,9 км – закончился асфальт. Далее идет гравийка, а затем грунтовка. Слева ведется строительство водохранилища. Далее, по пути, есть еще одно. 13,7 км – проезжаем деревянный мост. Далее, правее озера, едем по развороченной строительной техникой грунтовке. В конце озера дорога упирается в тупик. Надо пройтись по реки и через метров 150-200 на левой стороне виднеется тропа на перевал Столы (фото, фото).
16,9 км – бревенчатый мостик через ручей на правый берег, после чего следует крутой подъем к перевалу Столы. 17,5 км – пер. Столы, делаем перекус (фото). Группа, шедшая пятёрку, уходит, а мы еще остаемся на перевале. Тропа на спуске заболоченная, заваленная деревьями (фото). У Ильи ломается багажник, тратим время на его восстановление. Чем ближе к Быстрице, тем лучше дорога. Переправа через аварийный мостик и мы в Быстрице (фото).
30,1 км – центр Быстрицы. Покупаем продукты в магазинах, фото сделали на выезде. 50,8 км – село Пасечное (фото). Поворот на водопад. Асфальт закончился, началась грунтовая дорога. 57,8 км – Бухтовецкий водопад (фото, фото). Становимся на ночлег (фото).
День четвёртый (5 мая)
Участок пути: место ночёвки – полонина Малиновище Протяженность: 12,0 км
Сегодня получилось у нас полудневка, выходим достаточно поздно. От водопада отличная грунтовка. Впереди несколько перекрестков, на которых держим направление направо. Вскоре подъезжаем к туристской тропе с красными метками и начинаем подъем (фото). Подъем дался легко, на вершине открылись чудесные виды (фото). Дальше дорога идет по лесу. Снова подъем, где виды еще красивее (фото).
Вышли к перекрестку, свернули влево. Чудесная дорога (фото), по которой можно ехать. Красные метки попадаются очень редко. Дорога обходит траверсом гору Бзиновачка. После горы дорога стала более заболоченной (фото). Много меток – поворот на Манявский водопад не пропустить. Спуск по тропе, по которой можно ехать, переходит в хорошую грунтовую дорогу. Спустились к перекрестку дорог. Крест и карта туристских троп в этом месте (фото, фото).
Спустились к Манявскому водопаду, сделали фотку с Сергеем. От креста ушли влево. Вдоль реки есть дорога, но красные метки уводят нас вправо и вверх, к хребту Чортка. На подъёме встретили эндемика Карпат – огненную саламандру (фото). Тем временем подъем все круче (фото). Камни, ступенчатые подъёмы. Кажется, что вроде еще чуть до вершины и все, а там следующий подъем. Местами подъем выполаживался, но там были большие участки грязи (фото). Чем ближе к вершине хребта Чортка, тем чаще встречаются завалы маленьких и больших деревьев (фото).
После последнего завала (фото) укатанная автомобилями дорога переходит в тропу. С тропы открывается красивый вид на Маняву (фото). Дальше довольна узкая тропа завалена деревьями. Как хорошо, что они не большие, так как внизу обрыв. Дальше тропа выводит к завалам деревьев (фото). Спускаемся к полонини Малиновища, на ней каплица и памятник УПА. Становимся на ночевку возле каплички (фото).
День пятый (6 мая)
Участок пути: место ночёвки – полонина Малиновище – Гута – Яблонька – Лукавица – Сливки – Рахиня – место ночёвки Протяженность: 80 км
С утра продолжаем движение по туристской тропе (фото). Красные метки встречаются очень редко, много ответвлений от тропы, но надо продолжать идти вдоль хребта Чортка. Тропа обходит траверсом гору Шиворис, дальше тропа заросла. Метки не встречаются. Проходим через следующую возвышенность, на которой множество молодых деревьев и видны следы дороги. За вершиной началась довольна рыхлая дорога с крутым спуском. Приходиться спускаться пешком. Проходим мимо вырубки.
Вышли на дорогу, вдоль которой бежит небольшая река. Иногда дорога проходит по руслу реки. Несмотря на это можно съезжать на велосипеде. Технически спуск сложный. Много острых камней, которыми можно порезать покрышки. Спустились к реке Быстрица Солотвинская. Река оказалась довольно полноводной, с сильным течением. Глубина ее достигала (с моим ростом 170 см) по пояс. На переправе у Сереги из передней сумочки в воду выпал фотоаппарат. Фотоаппарат нашли, но он уже не работал.
8 км – село Гута, асфальт. 19 км – село Яблоньки, поворот влево. 20 км – Богровка. Асфальт плохой и вскоре заканчивается. 30 км – Сливки. Трасса, асфальт. Пролетаем ряд сел: Перегинское, Дуба, Рожнятов.
60 км – поворот к поселку Долина. По дороге есть несколько колодцев с вкусной водой. 71 км – поворот на Рахиня. 76 км – заехали в лес, хороший грейдер. 80 км – становимся на ночевку, вокруг полно комаров.
День шестой (7 мая)
Участок пути: место ночёвки – Великая Турья – Заречье – Журавно – Новошины – Вишнев – Чернев – место ночёвки Протяженность: 75 км
С утра продолжаем движение через лес. Местами встречается бетонка, откуда-то едут КамАЗы. 6 км – поворачиваем вправо. Сначала бетонка, а затем пошли завалы больших деревьев. Дорога местами заболоченная, но лужи можно обойти.
11 км – выехали на хорошую грунтовую дорогу, свернули влево. 20 км – въехали в селу Великая Турья. Немного заблудились тут в перекрестках. Надо сворачивать направо. Выехали за Великую Турью. Тут полевые дороги. На перекрёстке сворачиваем вправо, где дорога вдоль реки более накатанная и направление нужное. Но эта дорога приводит к месту отдыха местного населения, а дальше тупик. Возвращаемся обратно к селу и едем влево. Тут полевая дорога зарастает травой, но за огородами пошла отличная грунтовка.
29 км – Заречное. 31, 5 км – Подорожное, начался относительно хороший асфальт. Проезжаем ряд сел: Сулятичи, Владимирцы. 50 км – проезжаем в селе Журавно через мост через Днестр. Асфальта нет. Въезжаем на горочку к развилке дорог, где едем прямо к селу Новошино (54 км). Проезжаем через село.
55 км – развилка полевых дорог. Сворачиваем направо, дорога местами заросшая. 59 км – Вишнев. Едем через село, на развилке уходим левее. Подъем на горку. Справа магазин, покупаем вкусняшки. 61 км – развилка, поворачиваем вправо. Дорога – смесь щебенки с грязью. 66 км – Чернев. Свернули влево, асфальтная дорога. 69 км – развилка, поворачиваем вправо. 73 км – Подмихайловцы.
76 км – становимся на ночевку возле двух озер с видом на большое зернохранилище.
День седьмой (8 мая)
Участок пути: место ночёвки – Княгиничи – Помонята – Подкамень – Дички – Выспа – Мельна – Воронов – Золочев Протяженность: 110 км
Утренний старт. Быстро проезжаем ряд сел. 7 км – Княгиничи. Выехали на трассу Е-50, загруженную машинами. 8,5 км – сворачиваем на Помонята, дорога асфальт. 17 км – выехали на трассу Н09. Село Подкамень, повернули вправо. 19 км – свернули с трассы к селу Дички. 23 км – Дички, дорога грейдер.
От Выспы едем вдоль речки. 33 км – Мельна, поворот направо. У дороги вдоль села есть пару колодцев, где можно набрать воды. Дорога идет с постепенным набором высоты. Местами она заросла травой. Дорога накатана конными повозками. Ближе к вершине пришлось спешиться. 36,5 км – перекресток, сворачиваем вправо. Проходим через поляну. На ней есть строения, дорога заросла. Но на опушке леса началась отличная грунтовая дорога. Спуск до Воронова. Впереди было пара развилок, но мы держались правого направления.
44 км – Воронов, трасса Т1417, свернули влево. Тут село за селом. После Брюховичей дорога – сплошные спуски и подъёмы, местами 6% уклон. В селе Перемышляны проехали мост. 74 км – трасса Н02. Повернули вправо на Золочев. Дорога – сплошные спуски и подъемы.
100 км – Золочев. Катаемся по городу. Хотели посмотреть крепость, но там уже закрыто. Рядом с крепостью есть оборудованный родник с вкусной водой. Выезжаем за Золочев и в лесу, возле заброшенного домика, становимся на ночлег (110 км).
День восьмой (9 мая)
Участок пути: Золочев – Сасов – Колтов – Кругов – Лукавец – Пеняки – Подкамень – Немяч – Дудин – Крутнев – место ночёвки Протяженность: 90 км
5 км – поворот направо, Сасов. 16 км – Колтов. 23 км – Икона на дубе слева. Асфальт чудесным образом закончился и от села Круглов начался грейдер. Вокруг полно красивых видов, но сфотографировать нечем. 28 км – Лукавец. Развилка, поворачиваем влево. Через 300 метров следующая развилка, вправо поворачиваем. Въезжаем в лесок. Вскоре появляются плакаты с надписью «Пенякское лесничество». 31 км – Пеняки, начался асфальт.
41 км – развилка перед селом Подкамень. Едем прямо по полевой дороге, мимо огородов. 42 км – поворачиваем влево, через метров 300 выезжаем на дорогу. Поворачиваем вправо и едем в горку. Есть таблички, указывающие направление к храму XVII столетия. 42,3 км – перекресток, едем прямо. Направление на село Немяч. На спуске с горки асфальт закончился, а за селом началась брусчатка (протяжённостью метров 300).
46,5 км – село Немяч, с левой стороны белокаменный крест. 49,5 – поворачиваем вправо.
52 км – село Дудин, появился асфальт. У местного жителя узнали о источнике вкусной воды. Нужно доехать до места начала подъёма, уйти влево и по коровьей тропе пройти метров 100. С левой стороны спуск к роднику. По этой тропе можно доехать до Крутнева, но мы вернулись на асфальт. Заехали в маленький торчок, дорога привела к местной свалке. Дальше асфальт закончился и началась полевая дорога. Проехав по ней 1 километр, повернули влево к Крутневу. Через речку есть самодельные мостики.
52,8 км – поворот направо, проезжаем магазин. 55 км – выехали на трассу Т2013, повернули левее. Далее 12% подъем. Проезжаем Лосятин. В Почаеве издалека любуемся лаврой. Проезжаем Затишье, Дунаев и на 90-м километре становимся на ночлег в посадке.
С помощью мобильного помощника Татьяны узнаем печальный прогноз наличия ж/д билетов со станции Славута. Более оптимистичный – в Тернополе. Решаем завтра ехать в Тернополь.
День девятый (10 мая)
Участок пути: место ночёвки – Тернополь Протяженность: 85 км
Старт. Проезжаем небольшой городок с затяжными горками и старыми зданиями – Кременец. Издали полюбовались Кременецким замком. Трасса до Тернополя – это сплошные спуски и подъёмы. Еще ветер встречный и плотный поток автотранспорта. 85 км – Тернополь.
Финиш похода. И два дня дороги домой, но это уже другая история.
Заключения и выводы:
1. За девять ходовых дней пройдено 607,4 километров. Из них 198,3 километров грунтовых дорог. Общий набор высоты – 8735 метров. Несмотря на некоторые изменения в нитке маршрута при его прохождении, поход вполне соответствует требованиям, предъявляемым ФСТУ к походам четвертой категории сложности.
2. Хорошие погодные условия, а также хорошая подготовка участников похода позволили обеспечить довольно высокий темп прохождения маршрута.
3. Отсутствие поломок велосипедов также способствовало быстрому прохождению маршрута.
4. Участники похода приобрели опыт езды на велосипеде по горным и грейдерным дорогам, лесным тропам и крутым спускам. Также получены навыки преодоления бродов.
5. Все участники повысили в данном походе своё мастерство, физическую подготовку и в дальнейшем могут быть допущены к участию в походах пятой категории сложности.