Как некоторые знают, кто следит за новостями на сайте, на майские праздники в планах было ехать в Вилково. Инициатором этого похода выступал Николай. Решено было ехать втроём: я, Саша и Николай. Но у Саши не получилось вырваться с нами и Николай за неделю поменял маршрут. Идея нового маршрута нам очень понравилась. Тем более я давно хотел побывать в Мигие, Актово и Трикратах. В некоторые места мы изначально не планировали заезжать, но Саша внёс свои коррективы в маршрут. Мы увидели много чего интересного благодаря его советам.
Идея похода
Изначально поход планировался, как категорийный спортивный велопоход 2 категории сложности. Но, приехав из второго похода, а через неделю в планах уже был третий, как-то увлеклись техническим состоянием наших велосипедов. Николаю, наконец-то, переспицевали заднее колесо. Я занимался поиском новых покрышек, плюс искал причины постукивания в велосипеде, замеченное в последнем походе. Оказалось, что причиной был немного мятый обод, от этого постукивали ослабленные спицы. Как-то всё закрутилось, что бумажная работа по оформлению похода в турклубе вылетела из головы. Поздно поняли, что уже не успеем оформить бумаги и нам не светит проехать категорийный поход. Но все же поставили себе задачу поехать и как можно лучше обследовать ту местность, куда планировалось ехать, т.е. Мигию, Актово и Трикраты, до тех пор, пока мозг не перенасытиться увиденным. И в первый день придётся проехать как можно больше, потому как особых красот не предвиделось.
День первый (1 мая)
Ну что же, начнем-с. Из дома вышел где-то без четверти шесть. На выходе из парадной звонок от Николая, что, мол, не спеши, я только приступил к трапезе. Но не буду ж я снова подыматься на шестой этаж, ведь только опустил этот баул с велосипедом. Сел на велосипед и поехал потихоньку. Примерно в 6:10 подъехал к Николаю, из окна он помахал рукой и крикнул, что скоро выйдет. Я недалеко нашёл себе качельку и, покачиваясь, ждал Николая. Примерно в половину седьмого Николай вышел. И помчались.
Выехали на проспект Мира, но движение машин оказалось в такую раннюю пору слишком интенсивным. Припомнилось, что сегодня проводы и люди устремились с самого утра на кладбища. Решили переехать на проспект Октябрьский, но там была та же картина. Деваться некуда. Бегом на Скороходова до Садовой, с неё на Никольскую. В плане машин стало чуть полегче. Уже выезжая на мост, который ведет в Соляные, увидели набережную, которая почему-то нам показалась сегодня необычно красивой. Решили остановиться пофоткать (фото). Ну что ж, поехали дальше. Уже на выезде из города увидели открытый магазинчик, остановились купить водички. Впереди, возле поворота на аэропорт, нас ждал памятник в виде самолёта. Николай сказал, что нам нужно обязательно возле него остановиться и сделать пару фото, так как это традиция (фото). Что ж, надо, так надо! Николай возле памятника торопит, говоря, что мы опаздываем. Куда? Зачем? Ну да, нужно больше вкрутить педали в первый день. Пофоткались и в путь!
Николаевский район провожал нас почти прямыми дорогами, т.е. без горок. Да и ветер в спину дул, так что было легко вкручивать. А уже на подъезде к Новой Одессе начались горки. Пора, как говорится, размяться. Солнышко подогревало. Преодолели затяжные горки. На одной из них останавливались из-за того, что Николай вспомнил, что где-то должен быть родник. Но, побродив в деревьях, пришёл ни с чем, хоть это нас и не расстроило. Едем дальше. У Николая зазвонил телефон, останавливаемся. Через секунд 15 Николай рассмеялся. Оказалось, что мимо нас, на машине, проехал его шеф и предупредил, что за углом менты :)). Постояв, поулыбавшись, поехали дальше. Общаемся, периодически в разговорах мелькает тема о горках села Раково, которым я не придал особого значения.
Так, незаметно, на горизонте показалась Новая Одесса (фото). Доехав до рыночка возле трассы, остановились купить воды и хлеба. Въехав в город, увидели много народу, все шли на местное кладбище. И уже где-то в 9:15 мы выезжали из Новой Одессы. Показалась горка на Еланец, преодолев которую мы поняли, что уже пора освобождать сумки от вкусняшек и трамбовать желудки (фото). Отъехав от горки метров 500 увидели подходящую посадку, свернули к ней. Коля в этот поход взял газовую горелку (кэмпингаз), благодаря которой, на протяжении всего похода, мы получали горячий чай на любой стоянке. Очень компактная, мало места занимает. Перекусили и снова в путь.
Опаздываем, при этом впереди до Вознесенска нас ожидала череда спусков и подъёмов. Местами велосипед по инерции въезжал на горку со спуска, местами приходилось и вкручивать ножками под горку. Доехав до Дорошовки, наши запасы воды иссякли. Но, переехав мост, увидели в метрах 50 слева от трассы колодец с ведром. Пополнив запасы воды поехали дальше. Иногда с трассы открывались красивые виды на речку. Это как-то компенсировало шум машин, несущихся мимо. Подъезжая к Новогригоровке, увидели лесок. Проехав дальше, слева увидели пеньки в виде столов и табуреток. Решили там остановиться, свериться по карте: по тем ли ещё селам едем, всякое бывает. И вот, проехав Новогригоровку, на спуске остановились пофоткать виды. За следующей горкой уже виднелось Раково.
Горка на Раково мне показалась не такой большой, как говорил Николай. Выехав на неё, через метров 100 догнал Николая, который остановился и как-то ехидно предложил мне передохнуть. Я, наивный, предложил ехать дальше. Буквально через метров 300 спуск и крутой подъём вверх. Ноги уже утомились, и я, не отдохнувший после прошлой горки, даже с разгоном со спуска не смог одолеть резкий подъем. Проехав метров десять понял, что не могу уже крутить педали даже на маленькой передаче. Слез с велосипеда, начал толкать его под горку. В голове крутились все упоминания Николая о Раковое и его предложение отдохнуть. Да, не заметил я подвоха.
Вытолкал велосипед на ту часть горки, где можно было уже сесть и крутить педали. Но скоро понял, что сил в ногах маловато и срочно нужен отдых. Николай довольно улыбался, ждал меня на горке со словами: "Как тебе горочка-сюрприз?" Да уж, отличный сюрприз, как говориться – удался. Понял, что когда предлагают отдыхать, нужно отдыхать. Несмотря на все устремления Николая ехать вперед я объявил 15 минутный перерыв и завалился на траву, хомяча конфету.
После перерыва поехали дальше. Буквально на спуске уже показался Вознесенск. Остановились пофоткаться возле таблички (фото). Николай заметил, что на гербе российский двуглавый орёл, что было запечатлено поближе на фотоаппарат. Это вызвало у нас лёгкое удивление. Вознесенск проехали без приключений. Останавливались сфотографировать малую жёлтую церквушку. Доехав до кольца, ушли по направлению на Александровку. На удивление, дорога за кольцом оказалась без горок. Ветер всё также продолжал дуть в спину. По времени было около двух часов, накручено около 90 км, желудки стонали. Мы устали. Было решено сделать перекус и час покемарить в ближайшей посадке. Насытившись и лёжа на карематах заметили, что вокруг гуляют дождевые тучи. Как-бы не попасть под дождь…
Более-менее отдохнувшие поехали дальше. До Александровки оставалось немного. По дороге видели, как толкали мопед с лопнувшей покрышкой. Не повезло им сегодня. До места нашей стоянки оставалось километров 30. По словам Николая, там должно было быть очень живописно. Периодически поглядывая на тучи, въехали в Александровку. По плану здесь нужно было набрать воды на вечер, для готовки, потому как мы уходили с трассы от сёл и дальше набрать воды будет негде. К нашей удаче, в Александровке оказалось много колодцев. Но, к нашему разочарованию, нигде у колодцев не нашли ведер. Мы ехали вдоль калиток по пешеходной тропинке, посматривая впереди на аварию джипа с жигулем. Увидев мужчину, остановились попросить набрать у него воды. Мужичёк оказался очень дружелюбным. Вынес нам ведро воды, с которого мы и наполнили запасы для вечера. Вода оказалось очень вкусной. Ну что, вода набрана, пора и в путь. Поблагодарили, пожелали удачи и поехали дальше. Приняли решение спуститься вниз, за село, чтоб там увидеть мост. Съехав вниз, повернули направо. Буквально минут через 10 выехали на трассу, простилающуюся через дамбу на другую сторону реки. Перед нами открылся шикарный вид – смесь индустриальной мощи с природной красотой берега. Решено было остановиться пофоткаться (фото).
Вдоволь нафоткавшись поехали через дамбу. Переезжая её увидели два велосипеда с баулами. Сверху, на пешеходной части дамбы, стояли их обладатели. Поздоровались с ними и поехали дальше. Решено было ещё раз остановиться, чтобы сфотографировать новые виды с другой стороны берега. Вдоль берега наблюдалось очень много машин и людей. Николай побежал вниз в надежде получить более удачный кадр. Навстречу нам подымался пацаненок с торбой в половину его роста. Очень тяжело её тащил. Когда малый перелазил через поручни возле меня, я заметил, что у него в сумке полно рыбы. Причем довольно крупной. Он упрямо тащил эту сумку.
Тем временем нас обогнали те велосипедисты, которых мы видели на дамбе. Но нас это не смутило. До нашей стоянки, по расчетам Николая, оставалось немного. Удовлетворив свой мозг созерцанием этого прекрасного места, поехали под гору по асфальту. Буквально через метров 200 асфальт поворачивал влево. Но нам туда не нужно. Прямо перед нами на повороте появилась грунтовая дорога, по которой мы и поехали. Велосипедисты впереди ехали так же. Доехав до реки, решили остановиться пофоткать. Вкручиваем дальше по грунтовке. Дорога нас завела то ли к леску, то ли к посадке, вдоль которой мы ехали. Иногда, между деревьями, проскальзывали шикарные виды на реку. Солнышка уже практически не было, его закрывали тучи. Заметили, что там, где только пару часов назад ехали, шёл дождь. Да, повезло, успели обогнать дождь. Так, вкручивая педали, не заметили, как догнали вперёд уехавших велосипедистов. Еще раз поздоровались, узнали, откуда они и куда. Оказалось, что это одесситы, которые недавно приехали на этот маршрут, ехали из Трикрат. Планировали доехать до Мигии. Один из участников ехал свой первый поход. Так, доехали с ними до небольшого мостика. Остановились сфоткать с мостика ручей. Одесситы тоже остановились. Но мы не собирались долго задерживаться на мосту, попрощались с одесситами и поехали дальше. Тем более, что место ночевки уже было близко. Николай свернул куда-то на грунтовку, с неё на заросшую дорогу, которая нас вывела к посадке с видом на речку. На небе были сплошные тучи. Время было всего 17:10, на велокомпе уже 131 км, можно было ещё дальше ехать, но желания покорять вершины не было.
Старое место ночёвки, на котором в прошлых походах останавливался Николай, оказалось заросшим деревьями. Мы пошли вдоль заросшей дороги и увидели замечательную поляну. На ней решили разложить лагерь. И тут начал покапывать дождик. Решили как можно быстрее разложить палатку, чтобы вещи, если что, покидать в неё. Палатку взяли у Саши, до этого момента не сталкивались с её собиранием, поэтому были небольшие сомнения в возможности вообще её собрать. Но всё оказалось интуитивно просто. Собрали быстро, тут и дождик перестал капать, что нас порадовало. Возникло такое чувство, что его уже сегодня не будет.
Николай, тем не менее, неугомонно лазил с фотоаппаратом. Уже валяясь на каримате (фото) я услышал крик Николая: "Максим, быстрее сюда". Я побежал на крик, думая, что что-то случилось. Выбегаю на поляну, вижу – стоит Николай, показывает мне вдаль в небо, а там замечательный вид – часть радуги скрыта тучами, которую он уже запечатлел на фото. Очень красиво было.
Потом Николай бродил возле речки. Неожиданно, возле нашего лагеря появились одесситы, которые, как оказалось, немного заблудились и искали дорогу возле самой реки. Но с тех пор, как работает дамба, вода поднялась, дорогу возле берега размыло. Можно просто упереться или в посадку, или в карьер с водой.
Так, в принципе, вечер и подошел ко сну. Вдоль речки было много отдыхающих. На местах стоянки этих отдыхающих встречается очень много мусора: пластиковых бутылок, стаканчиков, пивных бутылок и другой хрени, которую и не думают убирать за собой, засоряя природу и живописные берега реки.
За день пройдено 131,8 км за 6:50 часов, средняя скорость – 19,3 км/ч.
День второй (2 мая)
Проснулись около шести часов. Небо было затянуто тучами, лучи солнца не могли пробиться сквозь них. Всё же верилось, что дождя не будет. К восьми часам уже были сытые и собранные.
Выйдя на заросшую дорогу, поехали по ней. Дорога эта вывела нас на грунтовку из посадки. С этой стороны посадки увидели озеро, им любовались пока не выехали окончательно к границе поля и посадки. Уехав направо, надеялись как можно ближе подобраться к реке. Но дорога, огибая посадку, вела в поля. Ехали, по возможности сворачивая вправо, по грунтовке, пока нас от речки не отделяло только одно поле. Направляясь по дороге вдоль этого поля, увидели гранитный остров на речке (фото). У Николая возникло желание спуститься к нему поближе и пофотографировать, но дороги вниз пока не было видно. И если что, думали, доедем до села, которое уже видели впереди и вернёмся к острову. Но тут среди поля заметили следы трактора, более-менее утрамбовавшие поле. Начали спуск по этим следам. Выехав с поля попали на грунтовую дорогу, которая уже начала немного зарастать травой. Поехали вправо к гранитному острову. Открылись очень красивые виды: первые насыпи огромных камней. На фоне этой красоты, на правом берегу, виднелась Южноукраинская атомная станция. Это вызывало какое-то двоякое чувство. Насыпи камней, гранитный остров и солнышко уже пробилось сквозь тучи, вся эта красота радовала наши глаза. И всё это на фоне атомной станции?
Николай увидел чабрец, растущий там, предложил нарвать его, чтобы потом с ним заварить чай. Николай у нас травник знатный. Так что я согласился на его предложение. Ещё немного побродив по камням запечатлели эти виды.
Двинулись к следующему селу под названием Виноградный сад. Проезжая село увидели колодец. Остановились, чтобы пополнить запасы питьевой воды и почистить зубы. За селом дорога сразу ведёт вниз, в балку. Уже подымаясь вверх из балки увидели развилку дорог, одна направлялась в сторону реки, вторая вела по возвышенности. Коля свернул направо, на ту дорогу, что вела к реке. Рассказывая, что когда-то там шла дорога возле самой реки. Буквально через пару минут дорога уперлась в речку. Над нами холм, ехать или идти дальше невозможно, надо возвращаться обратно. Взъехав на дорогу, что шла по верху, увидели мемориальную гранитную плиту. Подошли почитать какие на ней надписи. Это оказался памятник, посвященный командиру и его отряду (вот не помню его имя), за форсирование Южного Буга в 1944 году и освобождению территории от фашистских захватчиков. Пока мы стояли возле таблички, Николай ещё успевал фотографировать новые виды. На встречу по дороге шли два местных жителя. Проходя мимо нас начали расспрашивать, чего мы тут фотографируем, но услышав простой ответ, что тут красивые места, заулыбались и пошли восвояси.
Поехав дальше, дорога удивительно переходила из накатанной грунтовой в заросшую травой. Доехав до ГЭС, что виднелась на правой стороне берега реки, остановились сделать пару кадров и посмотреть ещё раз карту. Доехав до очередной грунтовой развилки увидели, что одна дорога идёт вверх налево, а вторая правее, упираясь куда-то в поле на границе с посадкой. Решили ехать все-таки вправо. Дорога петляла, уводя нас дальше от ГЭС и на границе поля с посадкой заканчивалась. Колю это не смутило. Выехав на поле по следам трактора увидел, что за посадкой продолжается грунтовка, заросшая бурьяном. Преодолев этот участок дороги снова стоим на развилке, снова выбор, снова смотрим карту. Решаем уехать правее верх. Выехав наверх увидели, что эта дорога явно спускается вниз к реке. Посовещавшись с Колей, решили все-таки спуститься по ней. Пока спускались вниз, навстречу поднималось трое велосипедистов. Доехав до спуска, где дорога стала очень извилистой и неровной, чтобы не рисковать зря, слезли с велосипедов и спустились так. Уже в самом низу спуска поняли, что не зря спустились, перед нами открылись красивейшие виды, скалистый берег с другой стороны реки, с правой стороны виднелась ГЭС с надписью о энергетической мощности страны (фото).
Смотрим, а тут и наши вчерашние знакомые одесситы, почти собравшиеся с ночёвки (фото). Поздоровались с ними и решили сами попить чайку с пасхами. И снова Николай ставит чудо газовую горелку, чаёк готов за минуты и заварен с чабрецом. Пока чай настаивался мой спутник решил позагорать, тем более яркое, лучезарное солнце располагало к этому. Одесситы нам предложили лишней водички и расспросили про поезда с Арбузинки на Одессу, но мы сами не в курсе этих поездов. Перелили воду, попрощались, они сели на велосипеды и поехали дальше. Больше наши дороги с ними не пересекались. Нас всё же ждало чаепитие с пасхами. Уже когда собрались уезжать, заметили движение на том берегу реки. Присмотрелись и увидели, как по скалам поднимались альпинисты. Понаблюдав за ними издалека, отправились дальше в путь.
Вытолкав велосипеды наверх, выехали на заросшую грунтовку. продолжая держаться ближе к реке. Тут опять фокус, заросшая дорога вышла на накатанную отличную грунтовку, но ехали по ней не долго. Николай вёл к тому месту, где видно, по его словам, пороги сверху. Так что, съехав с неё, поехали по траве до каменных выступов. Доехав до них, увидели на том берегу город Южноукраинск, пляж и музей самолетов. С каменных выступов открылись очень красивые виды на реку, небольшие пороги и остров, фактически делящий реку пополам. Решили себя на фоне этих видов запечатлеть на фотоаппарат. Под нами оказалось какое то здание, но как до него пробраться было не понятно. Вдоволь налюбовавшись видами поехали дальше до заброшенной фермы. Объехав её, увидели асфальтную дорогу, недалеко уже было село Богдановка. Проезжая по селу держались главной дороги. Доехав до очередной развилки снова вопрос – "куда ехать?". Главная вела вверх вправо. Влево вниз шла непонятная смесь грунта и асфальта. Поехали вверх вправо, выехав наверх – снова направо, но проехав метров 500 возникли сомнения в правильности пути. Начали сверяться по карте и поняли, что повернули не туда на развилке, надо было поворачивать налево вниз, держать курс на село Марьевка.
Вернулись обратно, спускаясь вниз встретили бабушку, спросили у неё направление и, получив подтверждение правильности пути, переехали небольшой мостик, выехали на асфальтную дорогу, которая уводила вверх налево. Преодолев небольшие, но затяжные, горки выехали в посадку. Вдоль неё доехали до поворота на Марьевку. Была и грунтовая дорога – создавалось впечатление, что она огибает село в нужном нам направлении. Так как не было желания заезжать в село, поехали по грунтовке, думая, что она нас выведет за село, но грунтовка наоборот уводила нас от нужного направления. Поняв это, вернулись назад, спустились в село, асфальт закончился и снова грунтовка. Доехав до подъёма, что выводит за село, увидели столб со знаком 50, как издевательство. Так как дальше грунтовка на подъёме очень сильно исковеркана, надо местами просто выбирать между тем, где тебя очень сильно трясти будет или просто трясти. В конце подъёма выехали на глиняную дорогу. После преодоление подъёма пришло яркое ощущение усталости и голода, да и по времени обед уже был, отъехав на километр от села устроили в заброшенном саду перекус с горячим чайком.
На стоянке Коля заметил, что у него немного спустило заднее колесо и он его подкачал. Вот очередной прилив сил. До того места, где планировали стать на ночёвку, ехать нам оставалось немного. Вокруг снова были только поля и основным ориентиром остались только карта и компас, которые нас вывела к очередной развилке. Снова сомнения, куда ехать. А нам надо было проехать село Львов не заезжая в него, ехать по направлению на Романову Балку. Там по дороге, ведущей через это село, выехать на трассу. Выбрали направление вправо. Но направление оказалось ошибочным, мы въезжали в село Львов. Что же, возвращаемся опять на развилку и едем влево, всё равно какие-то сомнения гложут. Следующей меткой ориентира должен был стать разрытый курган. На карте он есть, показан справа. Но по факту разрытый курган оказался с левой стороны дороги. Проехали ещё дальше, показалось село, доехав до которого поняли, что все-таки направление правильное. На выезде из села остановились сделать снимки возле таблички Романова Балка (фото). Подошёл дедушка и сказал, что час назад тут проезжали велосипедисты. Мы подумали, что это могли быть одесситы.
Поехали дальше. Я обратил внимание, что заднее колесо велосипеда Николая было уже сильно спущено. Остановились возле первой попавшейся посадки. Ну что же, диагноз ясен, камера пробита. Быстро произвели замену. Это оказался первый и последний прокол в этом походе.
Не спеша проскочили отрезок дороги до трассы. Выехали на трассу и поехали вправо, держа курс на село Ивановка, в котором ещё надо было набрать воды для ужина. Доехали до села Ивановка без проблем. Заехали в него, нашли колодец. Выехав из него обратно на трассу увидели грунтовку, ведущую через поле прямо к лесу. В том направлении, что нам надо, именно на Мигию.
Доехав до какого-то небольшого озера и обогнув его, уперлись в шлагбаум, преградивший путь в лес. Звоним Саше, потому как из нас он единственный, кто был здесь. Заодно и узнать у него про красивое место ночёвки. Из разговора узнаем, что шлагбаум спокойно можно объехать, на место ночевки надо пробраться через какой-то ручей и дорога от него приведёт к поляне с красивыми видами. Ну что ж, наводку получили, поехали. Буквально через метров сто перед нами открывается красота этого места, останавливаемся поглазеть. Но всё ещё впереди. Спускаясь вниз дорога приводит к самому берегу, дальше по тропинке едем. Выезжаем на полянку, тропинка заканчивается. Перед нами фактически подготовленное место для ночевки. И мангал срублен, и палатку есть куда поставить. Но мы не ищем лёгких путей. Положив велы идем посмотреть дальше, за эту поляну. Перелезаем небольшие углубления пересохшего ручья, наверху появляются следы заросшей дороги и красивая полянка на возвышенности с парой деревьев. У второго дерева решаем стать на ночёвку... не доехав до места ночёвки, предложенного Сашей.
Сытые, довольные, налюбовавшись видами, что перед нами открылись, уложились спать. Как только стемнело у нас появились соседи, которые возле соседнего дерева поставили свои палатки.
За день пройдено 63,5 км за 4:47 часов, средняя скорость – 13 км/ч.
День третий (3 мая)
Первое ощущение, что не сплю, пришло со звонким стуком ложки об кастрюли. Наверно это был подъём у наших соседей. Когда вылез из палатки, посмотрев в сторону соседей, движения не обнаружил. А на небе солнце не проглядывалось. Вроде туч, как таковых, не было. Просто всё затянуто синевой, что немного морально удручало. Начали делать наши обычные дела по разогреву пищи и собиранию вещей. И уже буквально насытившись пищей заметили активное движение у соседей. Покушав и собрав наши вещи двинулись в гору по заросшей травой дороге. Проходя мимо, поздоровались с ними. Когда поднялись верх, еще раз увидели красоту этого места. Николай напоследок решил всё ещё раз пофоткать. Ехать нам сегодня в направлении на Мигию, до неё оставалось примерно 10 км.
Ехали вдоль этой заросшей дороги, местами она переходила в тропинку, местами снова расширялась до широкой дороги. Всё это сопровождалось полётами сотни всякой мошкары, которая так и норовит залететь в рот или глаза. Выехав на очередной склон увидели каменные уступы. По заверению Николая, с них уже должны быть видны первые небольшие пороги на реке. Преодолев метров десять до этих уступов мы подметили, что местность стала ещё, по-своему, красивее. Внизу виднелись речные пороги, вокруг буйная листва. Всё это вызывало чувство внутреннего восторга от этой красоты. Рассиживаться некогда, поехали дальше. Доехав до тропинки, что шла вниз от основной дороги, оставили велосипеды наверху, сами спустились вниз. Внизу всё было заросшим, тропинка местам просто завалена деревьями. Забрались на уступ, чтобы посмотреть на речку поближе, но из-за густой заросли нечего толком не рассмотришь. Вернулись наверх, продолжили путь по основной дороге. Ехать было очень приятно по этой красивой и живописной лесной дороге.
Дорога вывела нас вверх, из леса к полю. Двигаясь вдоль поля наткнулись на искусственную насыпь, преградившую въезд в лес. Понимаем, что это для того, чтобы сюда не ездили машины. Преодолев эту насыпь едем до развилки, уходим по дороге вправо, что ведёт вниз через лес к реке. Встретили на своём пути ещё пару подобных насыпей. И вот, проехав по небольшому мостику через ручей, снова подъём какой-то неудобный, с торчащими камнями в грунте. Я потерял на подъёме равновесие и чуть не упал, Николай нормально заехал вверх. Буквально через метров 100 или 200 выехали из леса. Перед нами снова река и очень красивые виды на неё (фото, фото).
Доехав до спуска, решаем спуститься поближе к речке. Внизу видим мужчину с ребёнком, они чем-то заняты. Спустившись, поехали дальше. Там увидели камни, торчащие из воды, пошли к ним пофоткать их. Очень живописная там, внизу, местность и много мест для ночёвки с красивыми видами. Понимаем, что именно это место и советовал Саша для ночёвки. Видно, что это место многие отдыхающие также оценили по достоинству, так как вокруг следы многих костров, много пластиковых бутылок и мусора. Просто капец, так загадить эту местность. Создаётся впечатление, что едут не любоваться природой, а тупо загадить и свалить.
Внизу, вдоль речки, шла дорога. Думали через неё выехать на Грушевку. Поравнявшись с мужчиной, спросили у него, куда ведёт эта дорога. Получили от него ответ, что эта дорога нас не приведёт в Грушевку, надо подыматься на верхнюю дорогу. Что и было сделано. Дорога петляла, то уводя нас вглубь леса, то снова выводила к склонам берега реки. Решили подъехать к одному такому склону поближе. Выбрались на камни. И опять красота, афигеть просто! А мы даже ещё до самой Мигии не доехали. И сколько можно глаза таращить. Едем дальше мимо какой-то заброшенной военной части, в которой куча машин стоит, ржавеет. Объезжаем базу отдыха, заехав за неё на склон. С этого склона видим Мигию во всём великолепии, утесы видны, пороги, река бурная, шум воды, красотище... (фото, фото) И много людей на байдарках, подымающихся против течения, периодически переворачиваясь. И их течением сносит, пока не подхватят те ребята, что на страховке. Захватывающие зрелище. Но есть одно но, опять много мусора, ну просто капец!!! Решили обратно не возвращаться, как изначально планировалось, а поехать через Первомайск, будет отклонение от маршрута.
Вдоволь налюбовавшись видами едем дальше. Вот уже и Грушевка показалась. Въехали в неё и сразу увидели колодец. Остановились, набрали воды. Рядом магазин. Зашли, купили хлеба и мороженого. Оказалось, что это село фактически плавно переходит в Первомайск. Ехали по дороге не сворачивая, пока не упёрлись в развилку. Сверив путь по карте ушли влево вверх и на первом повороте направо, что должно было вывести нас на трассу. Обрадовались, что машин как-то немного. Но веселье наше длилось недолго. Выезжаем на трассу, которая идет через Первомайск – просто бешеный поток машин. Спустились вниз под железнодорожным мостом. Видим много магазинов и вспоминаем, что надо купить пищевой плёнки для того, чтобы запекать картошечку с салом в костре (вкусно). Купили и поехали дальше. Едем до двух мостов, чтоб попасть на тот берег речки. Переехав эти мосты дорога уводит вправо снова вверх. Доезжаем до таблички с указателем на Николаев (направо), едем на эту дорогу. Не доезжая Мигии буквально метров 300, уже с другой стороны реки, останавливаемся на перекус и просто передохнуть. А небо над головой такое же, как и с утра. Туч нет, сплошная синева, застилающая небо. Солнца не видать и от этого холодно ехать, ветер встречный, что сильнее утомляет нас на третий день. В голову приходят дезертирские мысли...
Отдохнувшие и набравшиеся сил, отбросив все дезертирские мысли, поехали дальше. Проезжаем Мигию и что мы видим – со стороны трассы всей красоты этого края не видно. Хм, удивительно просто. Сразу, для согрева, горочка затяжная на выезде из Мигии. Преодолев которую Николай свернул направо, я за ним. Остановились возле огромного карьера, запечатлев его на фотоаппарат (фото). Поехали дальше по первомайской трассе, или киевской... Доехав до таблички, которая указывала на Благодатное, решили свернуть в это село, хотя изначально думали объехать его и поехать за ним по грунтовке в нужном направлении. Но голова трещала от рёва проносящихся машин, трасса оказалось очень загруженной.
В селе было замечено яркое здание из необычного кирпича, которое запечатлел Николай на фотик. Остановились возле магазина, купили хлеба. Выехали за село и справа увидели трассу. Но наша дорога уводила влево, мимо сёл, до Арбузинки, которую проехали, ничего особо не запомнив. Разве что грунтовка глиняная трясучая и следы двух велосипедистов. Создавалось впечатление, что одесситы всё-таки доехали до Арбузинки.
Немного поблукав по самой Арбузинке, в которой, кстати, есть знаки, показывающие дорогу на Братское. Доехали до развилки... блин, а тут куда, и знака нет, ориентировка по карте и до первого человека, у которого можно уточнить правильность пути. Так, справились с заданием успешно. Выехали из Арбузинки в нужном направлении. А ветер встречный, а небо всё затянуто синевой. Капец, скоро на стоянку становиться, а солнца мы сегодня так и не увидели. Доезжаем до села Полянка, где уже надо и воды набрать на вечернюю стоянку. По поводу, где ставить саму стоянку, есть сомнения. Или перед Братским, или за ним, проехав ещё километров 20 от него. Солнышко нас сегодня не радует своим присутствием. Хорошо, что хоть дождя нет. Выбравшись из Полянки с необходимыми запасами воды стали возле посадки, чтобы по карте посмотреть посадки за Братским. И за одно по бутерброду перехватить. На карте явных мест для ночёвки не видим, только кладбище. Там из нас никто не был, поэтому решаем, что находим первую подходящую посадку и становимся на ночлег. Проехав Вишневое, на повороте видим отличную посадку, уходящую в поле. А поле трактор мучил... Проехали как можно дальше и нашли себе поляну в посадке для ночлега (фото).
Николай порадует хорошим супчиком сегодня. Доедим наконец-то пасочки с чайком. Решаем, что подъём будет поздний и засыпаем под тарахтения работающего в поле трактора.
За день пройдено 85 км за 5:25 часов, средняя скорость – 15,6 км/ч.
День четвёртый (4 мая)
Подъем был поздний, около восьми часов. На небе, наконец-то, не было синевы, местами сквозь тучи пробивалось солнце. Погодка сегодня обещала быть хорошей. Собрались за полтора часа. Выехали на асфальт. Поехали в сторону Братского. Доехав до него остановились, чтобы посмотреть карту, в какую сторону ехать. Справа находился небольшой лес. Поехали по основной дороге. Доехав до кольца поехали направо, были ещё таблички, указывающие, что центр Братского направо от кольца. Проезжая мостик остановились пофотографировать виды с него. Продолжаем ехать по асфальтной дороге. Въезжаем вверх, вокруг много магазинов. На первом же повороте поворачиваем направо. Эта дорога выводит нас за окрестности села Братское. Дальше сплошная грунтовка.
Проезжаем мимо небольшого озера. И посадка есть небольшая возле озера. Вдоль озера немного рыбаков. Сразу небольшой подъём мимо свалки. Мусор на этом подъёме разбросан и впрессован в дорогу. Доехав до села Викторовка видим, что село это уже почти всё разрушено, но люди в нём продолжают жить. Немного целых домов в нём осталось. Проехали Викторовку и за ним, метров через 200, решили остановиться. Так как перед глазами открылась довольна живописная местность. Оставив велосипеды на дороге, сами спустились пофотографировать и полюбоваться красотой (фото). Возвращаясь назад к дороге наткнулись на муравейник с огромными, как по мне, муравьями. Рыжие, черные – запечатлели их фотиком (фото). Николай попутно рассказывал про детские выходки с муравьями, что можно с ними сделать, но отбросив притязания Николая на муравейник, поехали дальше. Опять проезжаем мимо небольшого озера, по которому плавал лебедь. Справа от этого озера было что-то, похожее на каменоломню. Видно как здоровые камни буквально пластами лежат, образуя возвышенность. Это немедленно было запечатлено на фотоаппарат Николаем.
Дальше дорога местами казалась Николаю похожей на Арбатскую стрелку. Только, по его словам, песочку маловато. А трясло нормально. Проехав буквально пару километров от озерца, метрах в ста от дороги с правой стороны увидели посадку и мостик через речку. Поехали к нему. Подумалось, что тут, в принципе, было бы не плохое место для ночёвки. Запечатлев мостик на фотоаппарат поехали дальше. Проехали кладбище и вскоре подъехали к селу Украинец. Проезжая его увидели колодец, остановились набрать воды. Выходя из села дорога сворачивала вправо и разветвлялась, одна ветка уводила в поля, вторая – в посадку вдоль речки Мертвовод. Решили ехать ближе к речке. Проезжая посадку вдоль речки понимаем, что нам не надо ехать вдоль речки, а надо выезжать на грунтовые дороги и держать курс на село Петропавловка. На очередной развилке сворачиваем на дорогу, которая идёт между полем и посадкой. Дорога оказалась местами перепахана, местами уже сильно заросшей. Вела она вокруг этой посадки. Быстро не поедешь по ней, но потрясёт здорово.
Объехав посадку и выехав на участок грунтовки между полями, остановились свериться по карте. Видим недалеко проезжает машина. Понимаем, что нам надо на ту дорогу. Доехав до дороги, она тоже оказалась грунтовой, устремляемся по ней к селу Петропавловка. Николай, который раньше уже был тут, вёл меня показать одно место за Петропавловкой. Выехали мы на это место быстро. Место оказалась очень красивым, но уже загаженным отдыхающими – бутылки, мусор, дурацкие надписи на камнях. Вдоволь полазили по камням, я послушал воспоминания Николая о прошлом посещении этого места. Попутно определялись, куда ехать дальше. Николай хотел поехать вначале по правой стороне берега, как в прошлый его поход. Но я предложил ехать по левому берегу, мотивируя тем, что зачем повторять прошлый маршрут, надо поехать по левой стороне – может тут красивее будет. Не придя сначала к единому согласию выбрались наверх, где Николай всё-таки согласился ехать по левой стороне берега.
Вернувшись назад через мост, проехали ставок и выехали из села. Дорога привела к посадке, от которой мы спустились к развалинам бывшей фермы. Оттуда увидели продолжение очень живописной местности, вдоль которой течёт река Мертвовод. В животах уже урчало :). Спустившись вниз к самой реке, облюбовав поляну сделали перекус и приём солнечных ванн. Тут же и решили, что будем сейчас ехать вдоль живописных склонов реки. Выбрались с перекуса к дороге, ехать особо много не пришлось. В основном шли от склона к склону, смотря на всю эту красоту со многих сторон, фотографируя и фотографируя. Склоны переходили в каменистые утёсы, местами спокойная река превращалась в буйную, проносясь по камням и снова успокаивалась, оказавшись в долине. Всё это, на фоне скалистой местности, очень красиво и захватывающе, когда стоишь на возвышенности склона. Так, незаметно для нас, пролетело время. Уже было около четырёх часов вечера. А мы даже не доехали до Актово.
Когда закончились каменистые склоны реки, мы выбрались на грунтовку. По ней доехали до озера, от него ушли правее, проехав по дороге мимо фермы метров 300. Свернули вправо, Николай вёл к актовскому каньону, намекая, что впереди нас ждала переправа через реку и красивейшие виды. Дорога привела к реке, но тут было мелководье. И пока я думал о целесообразности её перехода, Николай живенько сбросил с себя все ненужные вещи. И уже за минуту был на другом берегу с велосипедом. Блин, эх, делать нечего, пошёл за ним (фото). Переправа оказалась удачной, никто в воду не упал, вещи сухие. Выехав на горку по грунтовой дороге, что вела от реки, проехали где-то 500 метров. Остановились и пошли к склонам из огромных камней. Там, наверху, перед нами открылись великолепные виды природы, но воспринимались они уже не с таким восторгом. Наверное от того, что просто настало перенасыщение увиденным сегодня. Но это великолепие природы дух всё равно захватывало. Вернулись вниз и снова перебрались через речку. Недалеко от речки был родник, но набрать воды из него, как оказалось, не так просто. Николай придумал хитроумный способ. К горлышку пластиковой бутылки верёвочкой от каремата примотали гаечный ключ и на этой же веревочке спускали вниз, набирая воду, чтоб не резать бутылку. Вот так и пополнили запасы воды на вечер для ужина.
Решили уже выбираться на трассу в сторону Николаева. Проехав Актово, выехали на брусчатку, которая вела в село Трикраты. Проехали мост и за ним сразу горка. Въезжая на неё переезжаем на грунтовую дорогу. Николай останавливается и предлагает пойти посмотреть эту местность. Прошли буквально метров пять влево от дороги. О-о-о, вместо земли буквально пласты камней, очень много ящериц. Перед нами внизу расстилается очень живописная местность. Да, на сегодня очень много увидели красоты, просто потрясающе. В степной Украине есть такие потрясающие участки природы – скалы гранита, лес, степь, вода. Это всё сочетается в неповторимый узор природы.
Дальше грунтовка снова вывела нас на брусчатку, вдоль которой мы доехали до Трикрат. Там, найдя первый магазин, купили себе по мороженому, хлеба и к чаю печенюшек. И устремились дальше. Проехали мостик и сразу за ним затяжная горка продолжительностью около 1 км. Въехав на которую долго не порадовались – через некоторое время спуск и затяжной подъем длиной где-то 1,2 км. На удивление, после подъёмов я не чувствовал сильного упадка сил. Поехав дальше начали подумывать с Николаем о месте ночёвки. Время было уже шесть часов. Выбирали из вариантов остановиться перед Вознесенском в понравившейся посадке или все-таки сделать рывок за Вознесенск, Раково и Новогригоровку. Так, не рассчитав расстояние, уже оказались возле Вознесенка. Времени уже около семи, на спидометре всего лишь 60 км пройденного расстояния. На стоянку хотелось стать засветло, так как у нашего фонарика уже садились батарейки. Насколько его хватит не известно, раскладывать в темноте палатку и вещи не очень то и хотелось. Николай предлагает вернуться назад к посадкам, которые видели до этого. Но я всё же в голове настроился на рывок за Вознесенск. Поглотив очередную энергетическую барбариску, сказал вперед. Николай не сопротивлялся этому решению. Рванули, сначала скорость держали где-то 22 км/ч. Но, проскочив Вознесенск, выехали на трассу и как-то незаметно начали вкручивать 30 км/ч. Под горку шли 20 км/ч. Это мне потом уже Николай сказал, так как у меня нет своего велокомпьютера. Ну и ветерок не подвёл, дул в необходимом направление. Так что горки, Раково и Новогригоровку просто пролетели. Трасса снова вывела нас в небольшой лесок за Новогригоровкой, а мы не видели ещё подходящего места для ночевки. Тут, с левой стороны дороги, в этому лесу, видим поворот на полевую дорогу и вдоль неё посадка. Мы по тормозам и сворачиваем туда. Посадка оказалась очень заросшей. Внутри неё не было нормальных полян, чтобы разложиться на ночёвку. Объехав её, нашли где-то метровый по ширине участок между полем и посадкой, на котором можно было разложить палатку и развести костер. На часах уже было начало девятого и солнышко уже опускалось (фото).
Решили сегодня не готовить в казанке, так как это долго. У нас была картошка и сало. Мы всё это запекли в фольге, а к чаю были печенья. Поглощая пищу наблюдали багровый закат с оранжевыми оттенками. Николай не удержался и запечатлел его фотоаппаратом. Наметили на завтра ранний подъём, чтобы рано доехать до Николаева. Поделившись впечатлениями об увиденном сегодня пошли спать в палатку. Так и закончился, этот классный день!!!
За день пройдено 79 км за 5:11 часов, средняя скорость – 15,25 км/ч.
День пятый (5 мая)
Проснулся от стука по палатке и шума за ней. Осознал, что это дождь и шум сильного ветра. Так как команды подъём не последовало, заснул опять. Снова проснулся от того, что ещё сильнее барабанил дождь по палатке. Через некоторое время заснул опять. Проснувшись третий раз, спросил у Николая время, оказалось по времени начало 12-го. Дождь уже не так сильно барабанил по палатке. Вылазить из теплой палатки не хотелось. Да, только сейчас мы оценили по достоинству палатку Саши, которая позволяла нам себя чувствовать сухо, тепло и комфортно. Всё-таки, решившись, вышел из палатки. Дул сильный холодный ветер, но дождь капал еле-еле. На том участке, где расположился наш лагерь, росла трава и мы не тонули в грязи. Но шаг влево и всё, ты в поле и куча грязи на обуви. Залез обратно в палатку, где Николай и поделился своими соображениями о происходящем. Сейчас мы нормально не позавтракаем, надо собирать палатку и на месте, где стояла палатка, будем собирать вещи в баул на велосипеде. Так и поступили. Радовало то, что ехать сегодня нам только по асфальту. Выбравшись на трассу, сразу столкнулись с просто афигевшими водителями мчавшихся фур и обычных машин, которые не думают хоть как-то притормаживать. Вместо потока воздуха на тебя летят брызги грязной воды или волной накатывает из лужи.
Но мы не раскисали и упрямо крутили педали до первой автобусной остановки, в которой можно будет остановиться и, воспользовавшись чудо газовой горелкой, заварить чаек и попить его с оставшимися пряниками. Первая автобусная остановка, которая попалась нам, находилась возле поворота на Братское. В ней мы, наконец-то, попили горячего чаю с пряниками. Закончив чаепитие поехали дальше. Все те же эмоции злости на водителей мчавшегося мимо нас транспорта толкали нас вперёд. На каком-то спуске видим фуру с прицепом, забитую щебёнкой, которая недавно нас обогнала на всей скорости и обдала очередной порцией грязи и воды. А у неё порваны покрышки с двух сторон на некоторых колесах и радоваться как бы нечему, но появилось внутреннее злорадство из серии, что есть справедливость в этом мире :)).
На подъезде к Новой Одессе дождь усилился, а нам очень захотелось есть. Проезжая уже по самой Новой Одессе увидели магазин с навесом и нажали по тормозам. Расположили велосипеды под навесом, а сами голодные и мокрые устремились в магазин. Купили по сникерсу, молока, хлеба, кефира и охотничьих сосисок. Всё это утоптав (кроме сникерсов) и почувствовав прилив сил, поехали дальше. Старались максимально быстро преодолеть расстояние, которое нам оставалось до Николаева. Выехали за Новую Одессу, ещё буквально через пару горок выехали за Себино и там на автобусной остановке сделали 10-ти минутный перерыв. После него горок уже не было. Это позволило нам взять хороший темп (26 – 30 км/ч). Ну и без помощи ветра не обошлось. И дождик уже прошел, что не могло не радовать.
Вкручивая, начали замечать часто попадающиеся трупы улиток, раздавленных машинами. Попадались и упрямые улитки, каким-то чудом избежавшие колес машин, набравшие высокую скорость и пытающиеся преодолеть трассу. Доехав до места, где увидели просто армию улиток, которые ползли из полей и упрямо форсировали трассу, остановились. Запечатлев всё это действо улиток на фотоаппарат (фото) поехали дальше, в том же быстром темпе. Николая гнала вперёд мысль о горячей ванне, а я просто уже как робот вкручивал педали. От памятника с самолетом до Николаева оставалась 7 км. Остановились, чтобы затоптать сникерсы. Соблюли традицию фотографирования у самолета (фото) и вперёд до Николаева. Проехав по Николаеву известными путями выехали на проспект Мира. Заляпанные, грязные как бомжи, мокрые, но в тоже время довольные, что относительно быстро доехали, разъехались по домам.
Несмотря на последний дождливый день поход прошёл удачно. Я впервые проехал такое расстояния за пять ходовых дней, убедившись, что могу ходить в походы второй категории сложности. И увидел очень много красивых мест нашей области. Так что дерзайте :))!
За день пройдено 89 км за 4:20 часов, средняя скорость – 20,6 км/ч.
Потери:
- одна пробитая камера.
Итого:
В итоге за пять ходовых дней пройдено 448,3 километра.