В поход по Карпатам я хотел поехать уже давно, но всё как-то не складывалось. То не с кем, то времени нет, то ещё что-то. И вот на эти майские праздники всё получается. Василий предложил ехать с ними, да не просто в поход, а в поход пятой категории. То что нужно :). Естественно я с удовольствием согласился.
И вот, 13 мая, после обеда, я сел в маршрутку до Одессы и вечером, загрузившись с остальными участниками в поезд Одесса – Черновцы, мы поехали к месту старта похода. Как вы догадались – стартовали мы из Черновцов. Ехало нас четыре человека, Василия и Дениса я знал уже давно, а с Александром мы впервые познакомились весной этого года на велотуриаде.
В поезде Саша был швеёй – коротал время, зашивая и штопая всё, что попадалось ему в руки. А в руки ему попались сумочка и спортивные штаны. В поезде я узнал, что в походе буду заведующим продовольствием. Интересное решение, так как готовить я не умею и сколько необходимо покупать продуктов понятия не имею вообще :). Но меня успокоили, что всё это дело наживное... а сказали мне о моей участи только в поезде по одной причине – все ранее назначаемые завпродами участники, а ехать планировало 6 человек, резко меняли свои планы и не ехали в поход. А из поезда мне уже сбежать некуда :).
Все данные о дневных пробегах, средней скорости и времени в пути указаны по показаниям моего велокомпьютера, а именно Cateye Strada Cadence. Набор высоты указан по показаниям альтиметра GPS-навигатора Дениса.
День первый (14 мая)
В девять утра наш поезд прибыл на вокзал Черновцов. Собрали велосипеды (фото) и поехали искать супермаркет, чтобы докупить продуктов. Объехали половину города, но большого супермаркета так и не нашли, пришлось довольствоваться небольшими магазинами. Гречки в этих магазинах не было. Кризис :). Из города, по улице Сторожинецкой, выехали в сторону села Сторожинец. Там, в магазине, всё таки нашли и купили гречневой крупы. По пути к этому селу было несколько подъёмов (фото). Причём начинались они с градиента 7%, потом 8%, а в конце – 9%. Эти цифры были указаны на придорожных знаках. До выезда из Сторожинца мы проехали 30 километров. Там поворачиваем в сторону села Берегомет. Дорога замечательная – машин совсем мало, подъёмы закончились. Едем и наслаждаемся дорогой, предвкушая горы :).
Доехали до села Панка, которому, судя по указателю, порядка 580 лет и решили остановиться и сделать небольшой обед. Купили для этого 2 литра йогуртов, хлеба. Ну а мясо у нас было ещё из Одессы. Около часа кушаем, валяемся на травке, отдыхаем. После едем дальше. В селе Берегомет видим, что горы уже недалеко :). Дорога идёт вдоль реки Сирет к селу Долишний Шепот. В селе, после 84 километров пробега, асфальт заканчивается и начинается подъём на наш первый в этом походе перевал – Шурдин. Грунтовая дорога довольно неплохого качества, перевал можно преодолеть в седле. Но вот незадача, я так заголодал, что приходится частично идти пешком. Спасибо Денису, который составил мне компанию. Дорога практически всё время идёт по лесу, воздух чистый, свежий. Гулять одно удовольствие :). Почти на вершине перевала видели косулю, которая, увидев нас, быстренько убежала.
Лагерь ставим на седловине перевала, метрах в ста от дороги. Высота седловины 1174 метра (фото). Там нам попалась полянка, со всех сторон закрытая от ветра. А ветерок начинался, причём довольно прохладный.
После того, как рюкзак был разобран и снят с велосипеда я обратил внимание на то, что заднее колесо крутилось довольно плохо. Оказалось, что новые тормозные колодки, которые я поставил перед выездом, затирали о ротор тормоза. Вот почему я так устал :(. Ремонт я решил отложить до утра, так как сил уже не было ни на что. Хотелось только есть и спать. За этим дело не стало :).
За день: 93,97 км, ходовое время 7:14 ч, средняя скорость 12,9 км/ч, набор высоты 1391 м.
День второй (15 мая)
Утром я сразу занялся велосипедом. Нашёл подходящие шайбы и выставил калипер заднего тормоза. После этой нехитрой манипуляции технические проблемы с моим велосипедом закончились раз и навсегда. По крайней мере в этом походе :).
Дальше вернулись на дорогу и начали спуск с перевала к селу Русская. По пути несколько раз останавливались и фотографировали окружающие нас пейзажи (фото). Очень красиво, тем более, что я в Карпатах первый раз. Направо ушла грунтовка к селу Фошки, а мы едем прямо.
На въезде в Русское дорогу нам перегородил шлагбаум. Это приграничная территория, поэтому проходим пограничный контроль. Девушка-пограничник записывает наши паспортные данные в журнал, а мы тем временем разговариваем с вторым пограничником. Очень дружелюбная беседа получилась, нам рассказали, как лучше проехать, какая там дорога и тому подобное. Распрощавшись с ними едем дальше. После села Русская вдоль реки Сучава и приграничных столбов едем к селу Селятин (фото). В центре Селятина, проехав к этому времени уже 19 километров, останавливаемся около магазина, где докупаем немного продуктов и мороженое. Неподалёку от магазина видим ларёк с оригинальным названием "Ларьока". На каком это языке написано мы так и не поняли :). У статуи льва на входе в магазин лежала собачка. Видно тоже хотела быть львом :).
28,5 км – и вот мы в селе Шепот. Там долго решаем, куда ехать дальше. По GPS выбираем дорогу, как оказалось, неправильную. Упираемся в пограничный пропускной пункт. Разворачиваемся и едем по второй дороге. Уже правильно :). Дорога ужасная, разбитая лесовозами грунтовка, но другой нет (фото). Проходим несколько бродов (фото).
У ручья Олениу начинается подъём на перевал Семенчук (фото). 42 километра – седловина перевала. Дорога вниз уходит налево, а мы поворачиваем направо и поднимаемся ещё немного вверх, на хребет Томнатикул. Слева открываются обалденные виды на заснеженные вершины румынских Карпат (фото). Стали видны белые шары РЛС "Памир", расположенные на горе Томнатик (1565 м). Туда нам и нужно попасть (фото). 45 километров пройдено и мы осматриваем этот самый "Памир" (фото, фото). Пока фотографировали и смотрели это чудо инженерной мысли начали сгущаться тучи. В скором времени пошёл град, а за ним и дождь. Это стало поводом перекусить. Обосновались внутри самого большого шара и поели. Дождь потихоньку начал успокаиваться и мы, не дожидаясь его полного окончания, поехали дальше по полонине, к горе Яровица. На полонине дорога относительно хорошая, ехать можно (фото), но в лесу ужасная грязь, лужи. Радуют поляны с крокусами и подснежниками, и лужи, полные маленьких тритонов.
Далее спуск с полонины (фото) к реке Сарата (фото). Это было незабываемо – дорога скользкая, наклон её в некоторых местах достигал, по ощущениям, 45 градусов. Но мы справились с этим препятствием и спустились к какому-то селу. Далее, через ~1,5 км, попадаем в лесоурочище Перкалаб. В месте слияния рек Сарата и Перкалаб начинается река Белый Черемош. Мы поворачиваем налево и едем вдоль реки Перкалаб к ручью Маскотин, вдоль которого нам необходимо сегодня попасть на хребет Пневе. Но оказалось, что дороги вдоль ручья давно нет, приходится идти по устью Маскотина (фото). Всё бы хорошо, но вода довольно прохладная, если не сказать холодная. Делать нечего – идём. Добрались до какого-то подъёма вверх. Василий сказал, что нам сюда. Навигатор сказал, что нет :). Василий пошёл на разведку и в итоге мы прошли ещё 1,5 км по холодной воде. 60,5 км – нужный подъём. Увидев его мы немного расстроились. Уклон в начале около 40 градусов, после дорога оказалась завалена деревьями. Еле взобрались, на середине подъёма даже пришлось снимать рюкзаки с багажников и переносить их отдельно от велосипедов.
Лагерь разбили на опушке леса, чтобы не было слишком сыро (фото). Пока Василий занимался выравниванием места под палатку, а Денис ему помогал, мы с Александром спустились к ручью и набрали воды для ужина и завтрака. После сварили суп с макаронами и ещё долго сидели у костра с чаем и разговаривали разговоры. Спать легли около 23:00.
За день: 61,43 км, ходовое время 6:19 ч, средняя скорость 9,7 км/ч, набор высоты 1305 м.
День третий (16 мая)
Несмотря на то, что легли вчера довольно поздно, в 8:50 мы уже позавтракали, собрали лагерь и вышли на маршрут. Моросил небольшой дождик, но нас это не испугало. Утро, как ни странно, началось с подъёма :). Тропа в лесу угадывалась с трудом. Понравились мостики, полностью обросшие мхом. В какой-то момент тропинка закончилась и мы пробирались через лес, местами заваленный деревьями. Уклон как-то увеличивался, идти становилось всё труднее и труднее. Примерно через 2 километра всё таки вышли на полонину хребта Пневе. Идти легче, а после того, как вышли на дорогу, так стало вообще хорошо.
Тут, на хребте, у Саши обнаружилась техническая проблема – выкрутился стопорный болт задней перекидки. Остановились у креста и, подобрав нужный болтик, исправили это дело (фото). Через некоторое время опять проблема – на этот раз куда-то исчез болт нижнего крепления багажника. Опять у Сани. Закрутили новый. Дальше идём на соседнюю гору (1521 м). На полонине открытые участки чередуются с лесом. А в лесу сыро, лужи, грязь (фото). Местами ещё лежит снег (фото). Погода портится, сгущается туман. Начинается град, а затем и дождь, который мы пережидаем под тентом. Заодно и обедаем :). После дождя туман не рассеивается, а наоборот, становится ещё гуще (фото). Видимость в конце концов становится метров 20, не больше. Решаем спускаться с хребта вниз, к Чёрному Черемошу. Последние 1,5 километра спуска были очень сложные: по заросшему лесу с уклоном около 45 градусов (фото). К этому добавилось ещё и то, что мокрые ветки под ногами очень скользкие. Очень трудно удерживать велосипед и самому не упасть. В итоге спустились к реке в районе устья ручья Попадынец, но то, что мы увидели, нас не сильно обрадовало...
Перед нами открылся вид на заброшенный посёлок. Дома не ветхие, а нормальные каменные. Стёкол правда нет, а так выглядят как новые. Дорогу, на которую мы рассчитывали, просто смыло (фото). Чёрный Черемош довольно полноводная река, к тому же ещё и очень быстрое течение. Василий сходил на разведку, но оказалось, что идти вдоль реки не представляется возможным. Сколько бродов нам пришлось бы преодолевать сказать трудно, но по прикидкам Василия – не меньше 10. Это не вселяет оптимизма, так как становится холодно, а вода в реке ледяная. Решаем возвращаться на хребет.
Опять подъём, даётся он нам нелегко (фото). На улице резко холодает – термометр показывает 2 градуса. Поднимается ветер, начинается дождь. Чем выше мы поднимаемся, тем сильнее туман. На хребте видимость опять метров 20, холодный пронизывающий ветер.
На полонине находим какие-то окопы времён войны. Фотографируем их, попутно прикидывая место для ночёвки. Так как вокруг ничего не видно, то смотрим по навигатору какой-нибудь лесок. По карте он вроде есть, но что-то мы его не наблюдаем. Идём дальше, заходим за горочку и, немного спустившись к ёлкам, ставим палатку. Дождь усиливается, поэтому костёр не разводим. С помощью веток выравниваем место для палатки, натягиваем тент и готовим под ним на газовой горелке (фото). Точнее будет сказать, что готовит Саня, а мы сидим в палатке и греемся. Саша оделся в тёплый горнолыжный костюм, который у него был, поэтому он не мёрзнет на улице :). Пшеничная каша в исполнении Александра была отличная.
За день: 18,94 км, ходовое время 3:52 ч, средняя скорость 4,8 км/ч, набор высоты 881 м.
День четвёртый (17 мая)
Утром проснулись под шум дождя, который то усиливался, то ослабевал. Завтрак, рисовую кашу со сгущёнкой, опять готовили на горелке. Попутно Саня рассказывал нам свои сны – было весело :). Оказалось что он плохо спал из-за ветки, которая давила ему в лопатку. Часам к 10 стало теплее, дождь практически прекратился, но туман ещё не рассеялся (фото). Начали потихоньку собираться, очень неприятно одевать на себя мокрую одежду. В итоге мы вышли где-то к часу дня.
В тумане несколько раз было проблематично выбрать правильную дорогу на развилках, но с помощью навигатора мы выбирали правильное направление. Проехав 2,5 километра Саня заметил, что болт крепления багажника опять выпал. Оказалось, что срезалась резьба в раме, поэтому закрутили винтом и гайкой. Далее наш путь лежал к горе Мясны-Приступ, до которой оставался примерно один километр.
Радовало, что снег сошёл здесь недавно и склоны были усыпаны прошлогодней брусникой, которую мы с удовольствием ели (фото).
По дороге обнаружили пещеру (фото). Сфотографировали и записали её координаты. Вдруг заинтересует спелеологов. Саша увидел, что когда он тормозит, от обода летит стружка. Да, тормозные колодки стёрлись до металла. Поменял колодки, Денис последовал Сашиному примеру и тоже поменял их на своём велосипеде.
После преодоления хребта по неплохой лесной тропинке спустились в село Зелёная. Правда последние метров 500 спускались не по тропе, а по каменистому устью ручья, но вышли удачно – как раз к мосту через Чёрный Черемош. Перед мостом находится пограничная застава, откуда к нам вышел пограничник. Он посмотрел наши паспорта, мы ему рассказали о факсе, который был отправлен заранее и он ушёл проверять, есть ли на нас пропуск. Через 15 минут он вернулся и пожелал нам счастливого пути, попутно рассказав о лучшем маршруте. Пропуск на нас был оформлен.
В Зелёном мы хотели пополнить запасы продовольствия, но оба магазина, которые мы нашли, были закрыты. С помощью местных жителей нам удалось найти продавщицу одного из магазинов, которая садила картошку. Выбор в магазине был небогатый, но и запросы у нас более чем скромные :). Скупились и поехали дальше, на хребет Русский Дзял (фото).
17,5 км – начался подъём по старой румынской дороге. Ближе к концу серпантина остановились перекусить булкой с паштетом. 23 км – вышли на полонину. Кстати, дорога отличного качества, несмотря на то, что грунтовая. Практически весь подъём ехали на великах, а не катили их (фото). Через три километра, на опушке леса около горы Рога, остановились на ночь (фото). Метрах в 100 от нас забор с колючей проволокой, приграничная зона (фото). После того, как распаковали вещи я и Саша пошли за снегом, так как воды у нас не было :). Набрали огромный пакет, с трудом дотащили его до лагеря. Потом долго топили снег и готовили ужин.
Место, которое мы выбрали для ночёвки, очень классное. Виды супер – с одной стороны заснеженные румынские Карпаты, с другой Черногорский хребет и все украинские двухтысячники, вершины которых были в тучах (фото). Очень красиво. Ну а полная луна, которая медленно поднималась из-за гор – это вообще сказка. Хорошо, что погода наладилась и мы смогли любоваться Карпатами!
За день: 25,90 км, ходовое время 4:17 ч, средняя скорость 6,0 км/ч, набор высоты 902 м.
День пятый (18 мая)
Утром была отличная погода, но ближе к выходу, около 8:30 утра, начали собираться облака. Через один километр мы подъехали к контрольно-пропускному пункту, но на удивление никого, кроме овчарки, там не увидели. Повернули направо, но примерно через 300 метров нас окликнули заспанные пограничники. Мы вернулись, дали им паспорта, они записали наши данные в свой журнал. Объяснили как нам нужно ехать. Оказалось, что с поворотом направо мы ошиблись и нам надо ехать прямо до границы с Румынией (фото, фото). Мы распрощались с пограничниками и поехали. Слева по курсу всю дорогу наблюдали Черногорский хребет, на который решили не идти. И это было правильное решение, так как он весь был скрыт дождевыми тучами. Оставили его на следующий раз, вот и повод ещё раз поехать в Карпаты :).
7,2 километра – гора Регезка (1569,6 м). У горы Стог поворачиваем направо и начинаем спуск к реке Белая Тиса. Перед спуском Денис меняет передние тормозные колодки. Да, это слишком уж расходный материал в таких условиях. После каждого приличного спуска Саня и Денис стирали их до металла. Спуск был сложный, так как дорога каменистая, мокрая, скользкая и уклон неслабый (фото). Длина спуска 5,4 километра. Руки очень устали постоянно давить на тормоза. Да и предельное внимание, необходимое на таком даунхиле, тоже изматывает.
После дорога вдоль реки Белая Тиса. Грунтовка не очень хорошая, но уклон вниз совсем небольшой, поэтому ехать можно (фото). На въезде в село (по-моему Луги) закрытый шлагбаум. Вокруг никого, поэтому мы его обходим и едем дальше. Граница на замке :). После этого села начался асфальт. Проскакиваем сёла Бребоя, Богдан, Выдричка, Ростоки и перед Раховым делаем остановку, чтобы помыться, переодеться и вообще привести себя к приличному виду :). В Богдане, правда, тоже останавливались – ели мороженое и купили сладкой воды. Соскучились мы по маленьким радостям.
В Рахове купили продуктов на два-три дня, ребята купили ещё тормозных колодок. В кафе пообедали и подзарядили батарейки в фотоаппарате. Дальше, по серпантину, стали подыматься на Косовскую поляну. Дорога ужасная. Раньше она была асфальтной, но это было очень давно. Местами асфальт сохранился, но он только ухудшил ситуацию с покрытием. Многочисленные бугры, ямы и камни не давали нормально ехать, хотя уклон дороги был вполне проезжаемым. Вся дорога от Рахова до стоянки была маркирована, как веломаршрут. Бедные люди, которые соглашаются на такие велосипедные прогулки :). Дорога очень уж плохая.
Неподалёку у окончания подъёма обнаружили родник, в котором набрали воды на ужин и завтрак. Сфотографировали Черногорский хребет, над которым висели чёрные тучи, гремел гром и сверкала молния. Как хорошо, что мы решили туда не идти :).
Лагерь разбили на высоте порядка 1100 метров, спрятавшись от ветра за раскидистой ёлкой. Появилась надоедливая мошкара и комары, которых не было на высотах свыше 1500 метров. Но закат был красив, что скрасило вечернее времяпрепровождение (фото).
За день: 63,48 км, ходовое время 5:59 ч, средняя скорость 10,6 км/ч, набор высоты 1110 м.
День шестой (19 мая)
Утром быстренько позавтракали, начали собираться в дорогу и услышали какой-то непонятный шум. Оказалось, что к нам приближается стадо овец. У каждого животного на шее висит колокольчик, сделанный из каких-то железяк. "Стадо кастрюль" (фото) – так назвал их Денис :). Они ушли в сторону, откуда мы вчера попали сюда. Ну а мы собрались и пошли-поехали дальше, на хребет Урду-Флавантуч.
Чуть не забыл рассказать об утренней красоте, которую мы видели. Долина реки Тиса вся полностью была как будто залита молоком. Рахов не было видно вообще. Такой густой туман я не видел никогда. Незабываемое зрелище (фото).
Около пяти километров дорога шла по лесу, а там много больших луж и грязи. После лес закончился и мы выехали на брусчатку. Она поднялась сюда из Рахова и дальше, до горы Терентин, мы ехали по ней. На склоне этой горы обнаружили небольшой родничок, в котором набрали питьевой воды.
Дальше двигались по полонинам хребта Урду-Флавантуч, наслаждаясь красивейшими видами, открывающимся нам со всех сторон. У урочища Перелесок остановились отдохнуть под указателями (фото). Денис решил поменять батарейки в навигаторе и чуть не потерял карту памяти, которая каким-то образом выпала из девайса. Но обошлось – нашли её. У горы Старая нас догнали 10 квадроциклов. Догнали и перегнали, уехав не по дороге, а напрямик через гору (фото).
Тем временем тучи сгущались. На соседних хребтах, в том числе и Черногорском, идут дожди. Мы опять не пожалели о принятом решении не идти на него. У горы Близница нас тоже накрывает град. Мы накрыли велосипеды, отошли от них на безопасное расстояние и тоже спрятались под тентом (фото). Град был довольно крупный, величиной с горох (фото). Со временем он перешёл в ливень, очень сильный ливень. Переждали и поехали дальше. Впереди уже виднеется хребет Свидовец.
На спуске в седловину, дорога по которой мне напомнила осенний Крым, Василий упал и сломал тормозную ручку. Но наш механик, Денис, мастерски её починил. Километра через два увидели ручей и стали около него на обед. Немного, но подкрепились.
На этом хребте встречалось большое количество снега и целые поля крокусов, подснежников и, что самое интересное, нарциссов (фото). Как говорил Василий – это нам не Хуст с его долиной нарциссов. Это самая настоящая дикая природа.
24 километра дневного пробега и мы проехали гору Близница (фото). После начался спуск к ручью (фото), на котором Денис как-то умудрился урониться с велосипеда. Даже не так, он уронил велосипед, а сам как-то спрыгнул с него вперёд. Но последствия были довольно неприятные – погнутая рулевая колонка (фото). Спуск был продолжительностью 4 километра.
После ручья, который мы преодолели вброд (фото), начался подъём на полонину Урда. Около четырёх километров ползли вверх, пока не вышли на обычную дорогу по полонине – вверх-вниз (фото). На одной из седловин появилась мобильная связь, позвонили домой. Ну и начали задумываться о ночёвке. Василий предложил становиться около горного озера с красивым названием Догяска, которое находится на высоте примерно 1500 метров около одноимённой горы на хребте Апшинец (фото). Так и поступили, спустившись к нему по каменистому склону.
Само озеро красивое, вокруг тоже красота (фото), но весь берег был завален пустыми бутылками и прочим мусором. С дровами тоже проблема – их нет. Ужин готовили на газовой горелке. Поднявшийся холодный ветер заставил нас готовить прямо в палатке, с чем мы благополучно справились :).
За день: 37,48 км, ходовое время 5:35 ч, средняя скорость 6,7 км/ч, набор высоты 1276 м.
День седьмой (20 мая)
Утром солнце припекало довольно сильно, но появились облака и немного похолодало. Завтрак получился спартанский, так как дров с вечера не появилось – бутерброды с чаем. Вышли в 9:30 и сразу небольшая разминка – подъём по траве к дороге (фото). Прошли 930 метров, но устали, как будто прошли километров пять. Огромное количество крокусов на склоне радовали глаз и отвлекали от изнурительного подъёма (фото).
Через полтора километра добрались до самой высокой точки в нашем походе – 1762,9 метра над уровнем моря (фото). Там установлен крест и вокруг него оградка. Сфотографировались сами и запечатлели на память замечательные виды, которые нам открылись на вершине (фото). Вскоре догнали двух пешеходников из Польши, которые шли в Усть-Чорну. Перекинулись с ними несколькими словами и двинулись дальше.
После больше удавалось ехать, а не идти пешком. Дорога на хребте Свидовец отличная. Едешь и получаешь удовольствие, тем более, что и погода радует (фото). Через 9 километров проехали гору Малая Куртяска. На подъезде к горе Великая Куртяска у Саши случилась поломка тормозной ручки (фото). Пока он с Денисом приводили её в порядок Василий фотографировал красоту вокруг.
Через километр вскарабкались на вершину Великой Куртяски. Дальше по курсу гора Тэмпа. У её подножия пережидаем дождь и, естественно, град. На Тэмпу очень крутой подъём (фото). Надвигаются очень чёрные тучи (фото). Быстро спускаемся с хребта, пытаясь убежать от непогоды, но чувствуем, что нам это не удастся (фото). Укрываем велосипеды и сами накрываемся тентом, сидя на бревне. Град был очень сильным, по головам барабанил так, что пришлось защищать макушки с помощью кусочков коры дерева. Дождь и град начинался 3 раза, после вроде прекратился и мы продолжили движение по более укатанной дороге, которая приводит нас на очередной хребет. Надеемся найти там дорогу в село Красна, но дорога становится всё круче и круче, а покрытие всё хуже и хуже. Появляются крупные камни, местами дорога завалена деревьями, которые не так и просто обойти. Опять начинает моросить дождь, дорога раскисает и идти становиться ещё труднее. Мы не сдаёмся :).
После примерно 300 метров подъёма, на склонах горы Апецка, лес заканчивается и появляется возможность посмотреть, где же мы всё таки пропустили тропу (фото). Ничего мы не увидели и пошли дальше. Подъём становится всё круче и круче, карта и навигатор говорят нам, что эта тропа приведёт нас на перевал Водицкий. А туда нам совсем не надо. Василий принимает решение возвращаться и искать нужную нам тропу в посёлок Красна. Жалко было сбрасывать высоту, на которую мы с такими усилиями взобрались. Но делать нечего, разворачиваемся и возвращаемся. Дорога раскисла окончательно, нужно быть предельно внимательным и осторожным, чтобы не упасть с велосипеда.
Все очень хотят есть, ведь сегодня из еды были только по бутерброду с тушёнкой (половина банки на четверых) и по кусочку хлеба с чаем. И это всё было нами съедено утром, а сейчас уже семь часов вечера. Сил просто нет!
В лесу сделали небольшой привал, а Василий с Денисом пошли с навигатором на разведку на поиск правильной дороги. После их возвращения мы прошли ещё около 0,5 километра и стали лагерем у ответвления дороги в нужную нам сторону (фото). Этот поворот мы не заметили при подъёме, так как он оказался сильно заросшим. Хорошо, что вообще его нашли. В итоге получилось 2 километра подъёма в неправильном направлении и столько же спуска, причём очень тяжёлых.
Ужинали с таким удовольствием, дома просто не повторить :). Уже в палатке мы на радостях, что этот день наконец-то закончился, не могли ещё долго уснуть и веселились, вспоминая увиденное и пережитое. Денис долго пытался нас успокоить, что у него не очень хорошо получалось.
За день: 26,66 км, ходовое время 4:06 ч, средняя скорость 6,5 км/ч, набор высоты 920 м.
День восьмой (21 мая)
Сегодня мы опять пытаемся попасть в Красне. Пять километров спуска сначала по лесной дорожке (фото), а потом и по каменистому устью ручья (фото). Там мы встретили первых огненных саламандр. Я их видел первый раз в жизни, так как в Карпатах я впервые, а они эндемики, то есть водятся только там. В начале спуска, в лесу, нашли олений рог. Он оказался довольно тяжёлым, понятно, почему олень его сбросил. Тяжело носить :).
В селе зашли в небольшую гостиницу и в ресторанчике поели пельменей, попутно зарядив телефоны и аккумуляторы фотоаппарата. Правда готовили их нам неприлично долго, в итоге получилось ещё и дороговато. В магазинах, а нам пришлось объехать всё село вдоль и поперёк, закупили продукты (в каждом магазине чего-то да не было) и поехали искать выход на хребет Красны. Вчера вечером, правда, мы не были уверены в том, что пойдём туда, так как погода сильно испортилась. Но сегодня всё было в норме и мы поменяли планы. Василий сказал, что он не видел (хотя очень искал) в интернете отчётов об этом хребте. Мы хотели быть первыми. Это был решающий аргумент :).
Найти правильную дорогу из села на хребет оказалось не так просто, как мы себе это представляли. Местные жители показывали в совершенно разные стороны, показания их не совпадали. В конце концов дорогу мы нашли. У одного из дворов увидели извивающегося в предсмертной агонии огромного жёлтобрюхого полоза, которого местный старичок перерубил лопатой.
Красне сначала не хотело нас пускать, а после – выпускать. Место какое-то заколдованное.
17 километров – мы забрались на хребет (фото) и начали двигаться по нему (фото). За следующие два километра преодолели 3 подъёма, на последнем спуске Денис пробился. Пока он клеил камеру начали сгущаться тучи (фото). Нас это совершенно не удивило. Мы просто поехали искать укрытие от надвигающегося дождя. Как нельзя кстати подвернулись две колыбы, в одной из которых мы и укрылись (фото). Велосипеды оставили под деревьями, укрыв их полиэтиленом. Дождь начинался 2 раза, некоторые товарищи, воспользовавшись моментом, пытались даже поспать.
Дождь закончился и мы уже практически начали идти дальше, но тут опять начало капать. Быстро заскочили в ближайшую, вторую, колыбу и переждали его в ней. Дальше – вверх по крутяку. Опять начался дождь – мы под полиэтилен.
После всё таки вышли на полонину и остановились на ночь в вовремя подвернувшейся колыбе. С Василием неподалёку нашли родник (а рядом с ним и саламандр (фото)) и набрали воды для приготовления еды. После, когда мы занимались ужином, Василий закрыл щели в колыбе полиэтиленом (фото). Получилось довольно круто, поднявшийся ветер нас практически не беспокоил.
Вечером все съестные припасы мы подвесили на потолке, так как мышей там, судя по шуршанию и писку, было много. Спалось на соломенной подстилке классно. Так как палатку мы не устанавливали, то утренние сборы не должно были занять много времени. Поэтому с вечера решили, что утром следующего дня не завтракаем, а пораньше выходим и по холодку идём, пока не проголодаемся. Есть будем позже, вместо перекуса.
За день: 21,60 км, ходовое время 3:06 ч, средняя скорость 6,9 км/ч, набор высоты 818 м.
День девятый (22 мая)
Как и запланировали вечером, вышли рано, в 7:10 (фото). Преодолели пару подъёмов и на опушке леса стали на завтрак. На спуске Василий немного упал и у него лопнула пружина на переднем тормозе. Он её заменил проволокой. Во время стоянки мимо нас прошли сначала мужик с пацаном. Мужик работает в Чехии, а сюда приехал в отпуск. Он родом из этих мест. После прошли ещё четыре местных мужика. С ними мы тоже немного поговорили о том, о сём.
После завтрака нас настиг дождь. Сначала мы думали, что он будет непродолжительным и не сильным, поэтому не останавливались и двигались дальше под ним. Но через какое-то время мы поняли, что он только усиливается и всё таки спрятались от него под тентом.
У места, где к дороге по хребту примыкает дорога из Усть-Чорна, нас догнал грузовик, переделанный в пассажирскую машину (фото). В нём везли "зелёных" туристов на обзорную экскурсию. Скорости автомобиля и наша на подъёме сравнялись :). А всему виной градиент подъёма и качество дороги.
Через 10 километров зашли на гору Климова (1492 м), где нашли записку туристов из Киева (фото). Оставили свою записку. Тут руководитель и обрадовал нас хорошей новостью. А именно, завтра у нас будет асфальтная дневка! То есть мы спускаемся с гор и целый день ездим по асфальту. Мы были рады, так как уже перенасытились окружающими нас видами и устали от бесконечных подъёмов и спусков. После новости о предстоящей дневке настроение у всех стало вообще отличным.
У подножия горы Гропа Денис пробился на осколке стекла. Пока Денис клеил камеру (фото) пошёл дождь. Мы поднялись и традиционно укрылись под полиэтиленом. После окончания дождя спустились с Гропы и устроили небольшой перекус хлебом и тушёнкой. После этого преодолели очень суровый и крутой подъём на вершину горы Ружа. Пока это был самый тяжёлый подъём в этом походе. Длина его составила порядка 1,3 километра. Но мы должны были спешить, так как за нами гналась чёрная грозовая туча.
Следующую вершину хребта, самую высокую на нём – гору Сиглански (фото), обошли траверсом (фото). Местами тропа напоминала курумник на Кольском полуострове. Там гуляла лошадь с жеребёнком. Но у нас не было времени любоваться ими, так как мы спешили укрыться от надвигающегося дождя (фото). И тут на тебе – Саша пробивает камеру :(. Как не вовремя. Но нам ничего не остаётся делать, кроме как менять её (фото). Начинает накрапывать дождь. Мы ещё немного движемся по хребту в сторону горы Топас, пока не увидели внизу перевал Прислоп. Тут нам открылась красивейшая картина – с левой стороны перевала всё небо чёрное, идёт ливень, а справа солнечная погода (фото). В перевал упираются две радуги, в которые мы и поехали :). Тропа становится всё менее заметной и у границы леса как-то совсем пропадает. В лесу мы её опять находим. По ней и спускаемся в Колочаву. К дороге по селу нас, через свой огород, проводил местный житель.
В селе дорога просто ужас, разбитые колеи, ехать по которым невозможно (фото). Приходилось ехать по обочине вдоль заборов. Так и спустились к асфальтной дороге вдоль реки Теребля. За Колочавой увидели музейный комплекс "Линия Арпада" (фото). Перед селом Мерешор видим мостик через реку и вывеску "Мiнеральне джерело «Колочава»" (фото). Пошли туда набрать минеральной водички (фото). Она оказалась даже немного газированной, но с запахом сероводорода. Пить можно, но без удовольствия. Хотя Василий набрал себе несколько бутылок :). Людей у источника было довольно много. Чувствовалось, что место раскрученное. Неподалёку от самого источника установлены беседки со скамейками для отдыха.
По асфальту доехали до Тереблянского водохранилища, где на большой поляне и остановились на ночь (фото). Берег завален пустыми бутылками, очень много плавает в воде. Зрелище не очень :(. Немного стемнело и мы пошли обмыться. В сумерках не так видны горы мусора. Василий объяснил, что всё это добро сносит сюда со всех окрестностей дождями, ветром. Дальше мусору деваться некуда, вот он тут и скапливается. Но почему же тут не чистят? Это нам осталось непонятно.
Ну а вообще настроение было замечательное. Мы наконец-то прошли хребет Красна, который был очень изматывающим. Ну и завтра у нас асфальтная дневка! А рис со сгущёнкой, горячий чай и беседа у костра заставили нас совсем забыть об увиденной горе мусора.
За день: 41,22 км, ходовое время 6:01 ч, средняя скорость 6,8 км/ч, набор высоты 1167 м.
День десятый (23 мая)
Утром проснулся с мыслью о том, что сегодня мы таки будем отдыхать :). Это же как мы устали от гор, что так радовались асфальту :). В-общем, позавтракали, собрали вещи и в путь. Перед выездом, правда, произошёл ещё один весёлый случай. Саша настраивал заднюю перекидку. Сначала он пытался что-то там подкручивать, но у него, видимо, ничего не получалось. В итоге в ход пошёл камень, которым Саня и настроил переключение :). Это было что-то. Наш механик, Денис, наверное дар речи потерял, поэтому и не комментировал происходящее. А остальные комментировали :). В итоге вышли мы около 10 часов утра.
Доехали до Драгово и в попавшемся у дороги магазине купили хлеба и паштета, одесского, на перекус. Как хорошо ехать по асфальту (фото), да ещё и без подъёмов :). В сёлах очень много новых домов, также много строек. Дома очень красивые, преимущественно двух и трёхэтажные.
Через 25 километров асфальт закончился и началась грунтовка с щебнем (фото). На спуске в Нижнее Селище, на одном из поворотов, у меня занесло переднее колесо. Пришлось спрыгивать с велосипеда. Но в итоге всё закончилось хорошо, правда пришлось немного выровнять руль и затянуть вынос. Через 3 километра в селе грунтовка закончилась и опять начался асфальт. В этом селе у одного из магазинов встретили велотуриста из Сум. Немного с ним поговорили и поехали дальше.
40 км – выехали за Нанково. Слева увидели компрессорную станцию. Солнце стало припекать, вода заканчивалась. Но через пару-тройку километров мы въехали в село Иза, где нашли магазин. Там пополнили запасы воды, поели мороженого, булочек и кефира. Дальше наша дорога разворачивалась и к вечеру мы должны опять возвратиться в горы. Но асфальт на этом не заканчивается :). Правда ветер после Изы становится встречным и на горизонте, правда ещё далеко, появляются чёрные тучи.
До села Долгое доехали без особых приключений, даже ветер особо не мешал. В Долгом, в магазине, решаем купить тушёнку, но она есть только в стеклянных банках, да ещё и дорого. Говядина по 25, а свинина вообще по 33 гривны. Поэтому купили сосиски, а к чаю сладостей. В центре села соседствуют православная церковь, греко-католическая церковь и римско-католический костел необычной архитектуры. Очень интересное соседство получилось (фото).
А тучи уже висят практически над нами. Давненько не было дождя. Сегодня он, видимо, поливал там, где мы должны были быть по плану. А мы поехали по асфальту в объезд и обманули его. Но к вечеру он понял, что мы схитрили и настиг нас. Прятаться от него пришлось на выезде из села на остановке. Пока лил ливень, Саша пытался зашить свои спортивные штаны, одна штанина которых разошлась по шву до колена. Мы предлагали ему вшить спицу внизу штанин и сделать отличнейший клёш. Но он почему-то не захотел :). Минут через 20 дождь прекратился и мы поехали дальше, через сёла Бронька, Кушница и Керецки, в село Березники. В этом селе асфальт закончился и дальше, к Боржаве, ехали уже по грунтовке (фото). Хотя нет, километров 5 местами ещё попадались остатки асфальта, но они только мешали. На этой тряске Денис заметил, что у него приспустило заднее колесо. Он его подкачал, вроде не спускает. Клеить не стал, так и доехал до места стоянки.
Чем сильнее мы углублялись в лес, тем становилось мокрее. Влажность была сумасшедшая, к тому же начал моросить небольшой дождик. По пути встретили каких-то чудаков и поинтересовались у них о правильности нашего направления. Они сказали, что всё правильно. Поехали дальше. У размытого моста встретили ещё одного чудака рядом с грузовиком. У него тоже поинтересовались насчёт дороги на полонину Боржава. Он оказался не местным, но сказал, что в ту сторону недавно ушли лесники и они точно подскажут нам дорогу. Поехали дальше.
Такая погода лучшая для саламандр. Поэтому на своём пути мы их встречали очень много. Начали считать и к вечеру насчитали 25 штук. А говорят, что встретить саламандру – это к удаче. Вот нам завтра должно повести :).
У Василия была идея остановиться на ночь в вагончике лесников, но в нём оказалось очень сыро, воздух затхлый. Решили в нём не останавливаться, а немного вернуться к развилке, которую мы недавно проехали, и всё таки найти лесников. Так и получилось. Лесник сказал, что тропинка на Боржаву начинается как раз у развилки, но он бы по ней не пошёл ни за какие деньги. Есть более удобный подъём на полонину, но нужно было возвратиться назад. Мы решили, что возвращаться плохая примета и утром будем штурмовать подъём тут (фото).
К вечеру дождь прекратился и мы немного помылись в речке. После поужинали и легли спать. Завтра предстоял трудный день, хотя сегодня мы об этом даже не догадывались :).
За день: 101,17 км, ходовое время 6:28 ч, средняя скорость 15,6 км/ч, набор высоты 878 м.
День одиннадцатый (24 мая)
Утром Денис клеил камеру, которая вчера начала спускать. После завтрака сразу начали подъём на полонину Боржава. Подъём мне как-то сразу не понравился и я вспомнил слова лесника, которого мы встретили вчера. А именно вот эти: "Я бы туда не пошёл ни за какие деньги". Чем же он мне не приглянулся, этот подъём. Во-первых, он оказался очень крутым (фото). Во-вторых, тропа была завалена камнями, ветками. Всё это было присыпано листьями (фото). Ну и в-третьих, после вчерашнего дождя это всё было такое скользкое, что подниматься вверх было в прямом смысле пыткой :)! Через 1,5 километра, это был первый этап подъёма – по лесной тропинке, я понял, что за деньги, причём любые, я бы тоже не пошёл этой дорогой! А вот без денег очень даже и пошёл :).
Второй этап был более пологим, что нас обрадовало. Шли мы по местам, где лес вырубили. Но дорога была сильно заросшей, приходилось практически продираться сквозь кусты. Кроме кустов мешали заросли хоть и невысокой, но густой травы (фото). В одном месте тропа заросла крапивой. Метров через 50 Саня не выдержал этой пытки и одел штаны (шёл он в шортах). Так и добрались до границы леса, где нам открылись красивейшие виды и поляны цветов (фото). Сделали остановку с целью пофотографировать окрестности, себя на их фоне. Заодно перекусили сникерсами.
Дальше шли по тропе на хребте. Вокруг очень красиво (фото). На гору Магура-Жиде карабкались по такому крутому склону (фото), что наверху сил уже не было. Но с помощью конфет силы появлялись опять и мы шли дальше :). На горе Гимба устроили перекус бутербродами с паштетом. Тут неподалёку была дорога, которая вела вниз, в сторону села Пилипец. По идее, мы должны были спускаться с Боржавы дальше, в районе села Воловец, но появившиеся и быстро сгущавшиеся тучи заставили нас передумать и спускаться тут.
В начале спуска дорога хорошо накатанная, не очень крутая. Но она довольно скоро портится, спуск становится крутым, начинается серпантин. Покрытие тоже превращается в сыпучее, да ещё и с камнями. Круто! Тут Саня останавливается и перевязывает тормозные ручки изолентой, так как руки быстро устают от необходимости постоянно давить на тормоза. А я в очередной раз убедился, что гидравлические тормоза – это очень правильный выбор :). Эта дорога привела нас к горнолыжной базе "Магура", где мы с Василием и подождали отставших Дениса и Сашу (фото).
Дальше начался асфальт, по которому мы поехали в Воловец. На перевале Подобовец, на самой его вершине, встретили группу велотуристов из Минска, которые ехали из Ужгорода, через Полонину Руна и Воловец, в Межгорье. С ними мы сфотографировались (фото), немного поговорили, обменялись впечатлениями, пожелали друг другу удачи и поехали дальше. Что радовало, мы ехали от дождя, а ребята из Беларуси как раз наоборот :). Дальнейшая дорога до самого Воловца была вниз, спуск с перевала. В посёлке нашёлся супермаркет, в котором мы пополнили запасы продовольствия. Рядом с ним обнаружился небольшой магазин от хлебопекарни, в котором мы купили отличные рогалики с повидлом. Они оказались настолько вкусными, что пришлось бежать за добавкой. Тут нас и попытался испугать небольшой дождь, но мы стояли под навесом у входа в супермаркет, поэтому не испугались. Он и прекратился :).
Дальше наш маршрут ведёт через перевал Менчил (фото) и село Верхние Ворота в село Нижние Ворота. За первым селом у дороги красуется памятник, напоминающий нам об "отмене панщины" в здешних краях (фото). В Нижних Воротах сворачиваем в сторону села Вербяж, за которым начинается подъём на перевал Средневерецкий. Несмотря на усталость, на перевал едем в сёдлах, так как он достаточно пологий, а дорога асфальтная. Машин нет. Не доехав пару километров до вершины перевала обнаруживаем у дороги родник. Сразу же решаем останавливаться тут на ночь, тем более, что неподалёку была замечательная полянка (фото).
Вечером, благодаря находящемуся неподалёку от лагеря роднику, все занимались стиркой себя и вещей. Ведь главное в походе – это санитария :)! И только после этого занялись лагерем и приготовлением ужина.
Да, сегодня выдался довольно напряжённый день. Дневной пробег получился не самый маленький и плюс к этому довольно приличный набор высоты. Но стоит отметить и тот факт, что сегодня практически не было дождя. Тот, который капал в Воловце, за дождь не считается. Он даже асфальт полностью не намочил. Мы решили, что это нам так повезло из-за встреченных вчера саламандр, которые приносят удачу :).
За день: 58,64 км, ходовое время 5:17 ч, средняя скорость 11,0 км/ч, набор высоты 1679 м.
День двенадцатый (25 мая)
Это утро было нетипичным для нашего похода. Шёл дождь. Но пока мы готовили завтрак, он прекратился и погода начала улучшаться.
На перевале установлено несколько памятников и все они на тему незалежности (фото, фото, фото, фото). Это говорит о том, что мы в Прикарпатье. После спуска, в селе Климец, поворачиваем направо, в сторону села Жупаны. Проехали село (фото) и поднялись на гору Станеша, откуда спускаемся к перевалу Опор (фото). Оттуда, по грунтовке, спускаемся к реке Опир. Грунтовка почему-то уходит в другую сторону, а мы продолжаем идти по старой лесовозной дороге вдоль реки (фото). Дорога завалена деревьями и заросшая травой. Скоро нам надоело пробираться сквозь лес и мы пошли по руслу реки (фото). Это оказалось гораздо проще. Так вышли к железнодорожному мосту в селе Опорец.
Проехали село, дорога в котором не очень хорошая, а больше даже сильно убитая. Дальше опять поднимаемся вверх, хотим попасть в село Волосянка (фото). На хребте встречаем лесорубов, которые начинают шумно спорить, как нам правильнее и быстрее попасть в эту самую Волосянку. В итоге мы пошли направо по лесной вырубке. Дорога была ужасная. Глубокие колеи, местами заполненные водой и грязью. Валяется очень много брёвен, местами преграждают путь заросли кустов. В итоге мы пришли в тупик :(. Полонина, от которой до Волосянки было рукой подать, была видна. Но попасть мы туда не могли. Пришлось возвращаться обратно, в Опорец, и ехать в объезд, через Славское. Надеялись, что хоть дорога будет приличная, но не тут-то было. Раньше, похоже, асфальт тут был, но весь вышел. Остались только ямы и колдобины. Ещё и пыль, которую поднимали проезжающие машины. Удовольствие от езды ниже среднего.
В Славском (фото) покупаем продукты на два дня, у магазина наедаемся шоколада, солёных орешков и напиваемся кока-колы. Дорога от Славского до Волосянки не изменилась :(. По самой Волосянке идёт просто разбитая грунтовка. Само село оказалось бесконечно длинным (фото), но и оно закончилось.
За селом видели зайца, который не захотел фотографироваться и быстренько ускакал. Ну а мы, найдя небольшую и закрытую от ветра полянку, остановились на ночь. На дрова разобрали старый забор, остатки которого нашли неподалёку. К вечеру похолодало и ветер не стихал, поэтому быстренько поужинали и спрятались в палатке.
За день: 63,18 км, ходовое время 6:49 ч, средняя скорость 9,2 км/ч, набор высоты 1201 м.
День тринадцатый (26 мая)
Утром светило солнце, но в тени было прохладно. Поели и сразу начали подъём вдоль газопровода на водораздельный хребет (фото). Этот хребет разделяет Прикарпатье от Закарпатья. Подъём на хребет был относительно пологим. На горе Чёрная Репа в сейде нашли записку туристов из Жданова. Записка датирована 2004 годом :). Давненько тут не было туристов. Дальше наш путь лежал на перевал Торунский.
Дорога по водораздельному хребту идёт с понижением высоты (фото), но всё равно были и крутые подъёмы, и такие же спуски. На одном из спусков Саня на камнях пробил камеру в переднем колесе. Заменил её на новую, но в новой тут же вырвал сосок. Заменил ещё раз. Кстати, нужно отметить, что вода у нас закончилась ещё утром, а набрать, на удивление, негде :(. В Карпатах это какой-то нонсенс. А солнце начинает припекать уже довольно сильно.
Через 15 километров мы спустились к Торунскому перевалу (фото). Да-да, именно спустились, а не поднялись на него :). Там старое кладбище, братская могила и монумент в честь погибших в первой мировой войне. Неподалёку стоял автобус, который привёз каких-то сектантов. Те окружили крест и громко молились. Ну а мы сделали пару снимков на перевале и поехали дальше, на озеро Синевир. Воды всё ещё нет.
Восьмикилометровый подъём по солнцепёку хорошенько нас вымотал. Дорога ужас – гравий, булыжники. Даже в те редкие моменты, когда дорога шла немного вниз, ехать не было никакой возможности. На полонине редкие и низкие ёлочки, в тени которых не спрячешься от солнца (фото). А воды нет. Готовы уже были пить воду из луж :). Так мы добрались до подножия горы Вышковский Горган и увидели указатель на озеро Синевир (фото, фото). Ура, больше не надо ползти вверх! Дорога явно улучшена грейдером, много камней. Нужно быть внимательным и осторожным. Тут Саня опять пробивает камеру в переднем колесе. Денис тоже пробил, только в заднем. Заклеили, причём у Александра долго не получалось заклеить. Накачивает колесо, а оно опять спускает. Раза три он клеил, но в конце концов у него всё получилось. А в это время Василий с Денисом фотографировали змей, которые выползли погреться на придорожных камнях (фото, фото).
Последний километр до озера шёл по тропе в лесу. По обочинам там установлены плакаты с фотографиями и описанием птиц, животных и растений, которых можно встретить в этих краях. Мы очень спешили, ведь тут можно было набрать воды!!! На озере небольшая группа туристов слушала рассказ экскурсовода, а мы и сами с усами. Всё посмотрели, пофотографировали (фото) и поехали дальше, в сторону села Свобода. К нему ведёт каменистая грунтовка, а вокруг расступаются горы. Красота. Но эта красота закончилась после села, как только начался очередной подъём на водораздельный хребет. Красота конечно никуда не делась, просто подъём оказался ну очень уж крутым и нам стало не до любования окрестностями :). К крутизне добавилось ещё и то, что это была старая лесовозная дорога с глубокими колеями, лужами и прочими препятствиями. Очень устали, пока вышли на хребет.
Дорога на хребте стала получше, но подъёмы присутствовали и там. Так мы вышли на полонину Гыча, на окраине которой и стали на ночь (фото). Вечером любовались звёздным небом, ели вкуснейший ужин и с радовались тому, что этот день всё таки закончился. Уж очень он был трудным. Воды не было практически весь день, а солнце жарило невыносимо. По набору высоты этот день, на то он и тринадцатый, тоже был победителем :). И вот он закончился :).
За день: 42,21 км, ходовое время 6:43 ч, средняя скорость 6,2 км/ч, набор высоты 1776 м.
День четырнадцатый (27 мая)
Утром Василий сказал нам, что в Осмолоду мы не пойдём. Оказалось, что рано утром Василий ходил на разведку и увидел, что нужная нам тропа завалена буреломом и просто непроходима. Было решено изменить маршрут и вместо реки Молода продвигаться вдоль реки Свича. Судя по разметке туристской тропы мы могли выйти к асфальту в селе Мысловка, а там уже дело техники :).
Во время завтрака к нам на поляну прискакал табун лошадей, которые там живут совершенно самостоятельно. Удалось запечатлеть некоторых из пробегавших мимо нас скакунов (фото).
По тропе, через 3 километра, спустились с хребта к верховью реки Свича, вдоль которой есть старая узкоколейная железная дорога (фото). Это очень хорошо, по ней то мы и попадём в Мысловку. У одной из бывших железнодорожных станций видели след медведя (фото). Саня нашёл кусок рельсы, который взял с собой в качестве сувенира :). Через 6 километров, пройденных по рельсам и шпалам, параллельно с железной дорогой появилась и автомобильная. Поехали по ней. Правда местами она пересекала реку, где нам приходилось идти вброд. Один раз даже шли привычным нам способом – по устью реки (фото). Дорога относительно нормальная, но приходится объезжать многочисленные ямы.
На станции Бескид обнаружили локомотив и пару вагонов (фото). По виду похоже, что они даже в рабочем состоянии. Фотографии на память и дальше, к цивилизации. Через 22 километра мы всё таки увидели асфальт. В Мысловке (фото) в магазине накупили всякого вкусного – мороженое, печенье, сладкая вода, сок и прочее. Часть съели прямо у магазина. После этого нашли удобный спуск к реке и там остановились для того, чтобы привести себя и велосипеды в порядок. После помывки доели купленное в магазине и помчались в Долину.
До неё очень быстро добрались (фото). Этому способствовали асфальтная дорога и попутный ветер. Да и наклон дороги слегка вниз. В Долине нашли автовокзал, где сели в маршрутку до Львова.
За день: 54,12 км, ходовое время 3:55 ч, средняя скорость 13,8 км/ч, набор высоты 144 м.
Заключение
В Львове купили билеты на поезд до Одессы, которые были только в купе. Билетов в Николаев и Харьков, куда я планировал поехать, не было вообще. Ну а из Одессы я уже на автобусе доехал до Николаева.
Итого:
Поход пройден успешно.За четырнадцать ходовых дней пройдено 710 км, из них 420 км грунтовых дорог. Общий набор высоты по альтиметру составил 15448 метров.
Версия отчёта, написанная Василием и поданная на рассмотрение в МКК находится тут.