Участники: Алексей Гаук – руководитель Максим Романов – техник Сергей Егоров – заведующий продовольствием Татьяна Годунова – помощь в редактировании текста
Нитка маршрута: Херсон – Пролетарка – Алешковские пески – Подо-Калиновка – Новая Маячка – Чернянка – Новая Каховка – Тягинка – Поняткова – Молодежное – Чорнобаевка – Николаев
День первый (6 марта)
Встреча была назначена на 6:20 возле дома Коли. В назначенном месте наблюдается картина ленивых сборов. Сергея еще не было, Алексей с Максимом решили выехать и ждать его возле АТБ. Тут звонок – Сергей. Узнаём, что он уже ждёт нас возле супермаркета.
УРА!!! Все участники этой авантюры на месте. До ж/д вокзала добрались быстро, поезд уже стоял и ждал нас :). Нам попался неотапливаемый вагон, в котором мы успешно начали акклиматизацию для похода (фото). И ещё девушка-контролер хотела с нас наглым образом, сбить деньги за велосипеды, которые были бережно упакованы в чехлы. Но узнав, что едем до Херсона, отстала от нас.
В 7:44 прибыли в Херсон. Поезд, на удивление, стоял там очень мало – всего три минуты. Быстро выгрузились. Солнышко светило ярко, что нас очень порадовало. Собрав велосипеды и сделав групповое фото на память (фото), мы поехали в путь. Дорога по проспекту Ушакова оказалась насыщенной машинами, было желание быстрее выбраться из города. Повернув на улицу Перекопскую с машинами стало попроще.
Едем по Перекопской и высматриваем магазинчик, в котором нужно купить еды для похода. Заехали в один из магазинов, а там переучёт. Едем дальше. Возле кольца заходим в какой-то большой магазин, а тут в отделе продуктов тоже переучет :(. Недалеко оказался магазинчик поменьше, в котором мы и отоварились.
Поехали дальше. Мне вдруг стало тяжело крутить педали. Крик Алексея оповестил, что у меня спущена задняя камера. Остановились и осмотрели покрышку, обнаружели гвоздь, который прошел насквозь и врезался в обод (фото). Все были удивлены :). Ребята помогли разбортировать и заклеить камеру. Собрал обратно, начал накачивать, а она не накачивается. Вот думаю – собака дикая :). Включил соображалку. Дошло, что камеру в двух местах пробило, а заклеил я только снизу. Не буду вслух себя ругать в своей... :).
Эх, где наша не пропадала, не пропадёт и тут. Уже сам быстро разбортировал и заменил старую камеру на новую.
Ребята воспользовались паузой и пошли через дорогу смотреть забавные фигурки из дерева (фото, фото). Пока они там ходили, я уже установил колесо, накачал и был готов, как пионер.
Поехали дальше. Остановились возле моста через Днепр, сфотографировались. Где-то на 30-м километре возникло желание попить горячего чайка с вкусненьким. Да не тут-то было. Как оказалось, чаёк и сахар мы купить забыли. Лёша нарвал хвойных веточек, у Сергея нашёлся лимончик... Всё это заварили и получилось довольно сносно (фото). Решаем заехать в село Пролетарку, чтобы докупить чая и сахара.
Выехав из Пролетарки с нашим вновь приобретённым скарбом, едем на шоссе, где ищем поворот на беседку в Алешковских песках. Машин мало, в ожидании этого поворота едем не спеша. И вот на каком-то километре заветный поворот. Повернули, а там такая красивая дорога снегом уложена (фото). Ехать скользко, но красиво. Глаза разбегаются. Еду впереди, сзади послышался грохот. Поворачиваюсь и вижу, что Сергей упал. Но очень быстро встал, отряхнулся и снова на велосипед.
Выезжаем за полосу леса, и вот они – Алешковские пески в снегу (фото, фото). Дальше дорога – это помесь глины с подтаявшим снегом. Ехать по ней было не просто, но дорога привела нас к беседке в Алешковских песках (фото).
Какие красивые виды перед нами открылись с беседки на фоне ярких облаков. Фотографировали всё, что можно было (фото, фото). Перекусили, определили направление по компасу и поехали дальше.
Ехать по песку было непривычно и трудно. Песочек, за день отогретый на солнышке, был рыхловат и иногда просто в нём буксовали колеса. Только на участках, где лежал снег, ехать было не так трудно. Я и Сергей удивлялись езде Леши. Создавалось впечатление, что он скользит по пескам на своем велосипеде, с легкостью преодолевая песочные насыпи :).
Среди насыпей песка было полно островков с берёзками, которые весной заливает водой. Местами, в этих островках, видны замерзшие лужи-озерки :).
Проехав вглубь песков километров пять, решили становиться на стоянку. Сергей с Алексеем упорно пытались разжечь костер, который не хотел гореть. Но их стараниями все-таки свершилось чудо и мы получили свой горячий ужин и тепло костра. Я тем временем лениво разложил палатку (фото).
Пробег за день: 65,0 км. Время в пути: 4:23. Средняя скорость: 14,9 км/ч.
День второй (7 марта)
Всеобщий подъём состоялся около семи утра. Сказать, что ночью мы замерзли, это не сказать ничего. Больше всего замерз Леша, хотя у него и спальник с температурой комфорта 0° (градусника не было, но ночью по прогнозам до -5°...-8° обещали). Что он только не делал, чтобы согреться: и выходил ночью из палатки, чтобы побегать по песочным вершинам для согрева, и надевал побольше одежды на себя. Но это всё ему не помогало. В конце-концов, прижавшись спиной к моей спине, начал согреваться, да и мне теплее :).
Немного о своей ночёвке: у меня спальник с температурой комфорта +9°...+5°, и я с дуру еще не надел свой комплект с 200-го поларатека, а спал только в термобелье. К середине ночи начал существенно подмерзать, но когда спина к спине – спать оказалось теплее.
Серега меньше всех жаловался на холодную ночь, то есть вообще не жаловался. Поэтому не могу сделать выводов, как он провёл эту ночёвку. Сказал, что нормально.
Почему так подробно описал ощущения? Просто это была наша первая ночёвка при таких температурах.
Выводы просты – для таких ночёвок спальники потеплее нужны, с правильной температурой комфорта. Да и коврик под спальник я бы тоже взял теплее, вместо ижевского. Ну или подогревать друг друга, ещё вариант – соединять спальники между собой.
Так как с утра не хотелось возиться с костром, на газовой горелке отлично разогрели себе остатки ужина в котелке. Вода замерзла хорошо, приходилось разбивать лёд в бутылке, высыпать льдинки в тару над газовой горелкой, таким образом, разогревая воду себе для чая (фото).
Дальше уже рутина: сборы, переодевания. И вот, собравшись, первый вопрос: куда ехать? Все трое показывают руками в разное направление :). Юморная ситуация. Нет, чтобы достать и посмотреть компас, так нет ведь :). Я был самым самоуверенным и все пошли в том направлении, что я указал. И так пять километров катания по песочку, причем песочек промерзший, ехать по нему гораздо легче, чем вчера (фото, фото).
Так вот, примерно через пять километров, Леша радостно кричит: – Следы! Следы от велосипедов.
Тут мы доезжаем, смотрим и понимаем, что это наши следы. В метрах 500 видим беседку. Да уж, горе-путешественники. Постояли, посмеялись. Я посмеялся со своей самоуверенности. Не зря же говорят: уверенность хорошо, а самоуверенность губительна. Но пока ничего губительного не произошло, кроме того, что мы немного из графика выбиваемся.
С этого момента едем чётко по компасу, благо он был у Сергея. Передвигаемся с барханчика на барханчик, объезжая самые высокие насыпи песка, красота вокруг (фото, фото). Лёша так увлекся заездами на песочные горки, что, не рассчитав свои силы, покусился на небольшую горку. Горка маленькая, но с уклоном, наверное, чтобы не соврать, градусов 60. За что и был наказан – баул его перевесил, велосипед начал вращательно-поступательное движение назад. Леша довольно быстро сориентировался, соскочил с велосипеда и задержал на несколько миллисекунд руль, чтобы велосипед не грохнулся на него. И отпрыгнул в сторону. Лёша целый :), велокомпьютер в дрызг :(. Посидели немного и вперед. Тут ещё и пиратский флаг на вершине издалека виден.
Ехали, ехали по красоте песочной и устали. Чувствуем – надо покушать. Горелочка, тёплый чаёк, так хорошо :).
Да, забыл! Ветер довольно сильный и холодный, но нам везёт, он дует нам в спину. Иногда создавалось впечатление, что подталкивал под горку, но стоять на нём без движения бррр… холодно.
Все Алешковские пески пересечены следами от автомобилей, квадрациклов и Бог знает ещё, на чём по нему ездили. Иногда встречаются очень даже накатанные дороги, вдоль которых мы ехали, но компас нас всегда от них уводил.
Тут направление по компасу выводит нас на дорогу, по которой начинаем ехать. По ней доезжаем до леса, делаем групповое фото, и заезжаем в лес (фото). Дорога снежная, ехать скользко. Местами ещё и ветки лежат, преграждают путь (фото). Так, эта дорога вывела нас к селу Подо-Калиновка.
Тут мы решили не ехать на Абрикосовку, а отклониться от маршрута. Причина была проста – полевые дороги со смесью чернозёма, укрытые снегом, на солнышке подтаяли, развязли. Месить грязь не хотелось.
Время было уже пятый час. Поэтому было постановлено ехать в Подо-Калиновку, скупать там всё, что нужно для ужина и искать место на ночлег. Что и было сделано :).
Пробег за день: 27,5 км. Время в пути: 4:15. Средняя скорость: 6,5 км/ч.
День третий (8 марта)
Ночь прошла значительно теплее, чем были предыдущие. Когда я выбрался из палатки, ребята уже шаманили над костром и завтраком (фото).
Все вокруг было покрыто мелким снежком, видать, ночью снежило. Красиво вокруг. Ну, думаю: хватит глазеть по сторонам, покушать горяченького, и сборы.
Вернулись на грунтовую дорогу, в которую были утрамбованы камни, что ее спасало от раскисания от воды и растаявшего снега.
По этой дороге ехали до перекрестка, после которого началась асфальтная дорога, по ней мы и въехали в село Новая-Маячка. Немного поездив по селу, выехали к церкви, где определили нужное нам направление.
Выехали на Каховское шоссе. Машин мало - едешь себе по асфальту, смотришь по сторонам. Так проехали небольшое озерцо, вокруг которого стояло огромное количество машин, а на льду рыбаков словно мух; затем Чернявка, где остановились полюбоваться каналом; дальше перекресток Каховского и Мелитопольского шоссе, ГЭС все ближе. Проехав с.Плодовое, остановились перед перекрестком, поразмышлять, куда ехать. И поехали в правильном направление на лево.
О! Вдалеке показалась ГЭС! Мощно, красиво. Остановились, чтоб пофотографировать, и записать пройденное расстояние. Проезжая по ГЭС, хотели остановиться запечатлеть и ее, но нельзя - стратегический объект, остановка запрещена, тем более фото- и видеосъемка. Но достаточно заехать за ГЭС, на небольшой пятачок, и фотографируй, сколько хочешь (фото). Да, первый раз увидел кучу замков на поручнях (фото). Был удивлен, как оказалось, есть такой свадебный обряд :). На замке пишутся имена молодожёнов, а ключ выбрасывается в пучины Днепра :).
Немного истории про Каховскую ГЭС:
Строительство Каховского гидроузла началось в сентябре 1950 года согласно постановлению Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Сооружение ГЭС было поручено коллективу ордена Ленина управлению «Днепрострой», который в 1927—1932 годах возводил Днепровскую ГЭС.
Объект был отнесён к Великим стройкам коммунизма (см. марку Почты СССР). Для строительства и обслуживания электростанции был создан город Новая Каховка. На строительстве Каховского гидроузла работало: 12 тысяч человек, 1100 автомашин, 30 экскаваторов, 75 гусеничных и портальных кранов, 100 бульдозеров, 14 паровозов и 7 земснарядов.
В октябре 1956 года был введен в эксплуатацию последний, шестой гидроагрегат Каховской ГЭС. К этому времени полностью сформировалось Каховское водохранилище, которое питает станцию.
Впереди нас ожидало еще много интересного. Места, по которым мы проезжали, имеют свое историческое наследие. Только об этом я узнал позже, поэтому просто буду приводить цитаты из статей (1).
Село Казацкое и Веселое:
А мы подъезжаем к поселку Казацкое, получившему свое название от речки Казак, впадающей здесь в Днепр. В XVI-XVII веках эти места контролировались запорожскими казаками, устраивавшими в окрестных плавнях засады для нападений на турецкие галеры. В начале XVIII века здесь существовал зимовник, а в 1782 году граф Остерман основал село Казацкое, куда переселил своих крепостных из Могилевской, Курской и Тамбовской губерний. Несколько позже оно перешло во владение графа Орлова-Денисова, а в середине XIX века его приобрел князь Петр Николаевич Трубецкой, с именем которого связан экономический подъем села. Дело в том, что тестем нового владельца Казацкого был знаменитый крымский винодел князь Лев Сергеевич Голицын. Именно он посоветовал выращивать здесь, на правых склонах Днепра, виноград. В 1896 году в Казацком был заложен виноградник площадью 200 десятин. Результат не заставил себя долго ждать. Уже через четыре года вина из имения Трубецкого в Казацком завоевали «Гран-При» на Всемирной выставке в Париже.
В 1884 году на живописном скалистом берегу речки Казак князь Петр Трубецкой возвел свой дворец в стиле французского ренессанса.
Каменная ограда в виде крепостной стены с арочными воротами напоминала средневековые замки. Великолепно вписались в архитектурный ансамбль и бьющие из скалы родники, которые питают речку Казак. Четверть века назад дворец сгорел во время пожара, но ныне у него появились новые владельцы, которые надеются вернуть дворцу величественный вид.
На противоположной стороне автотрассы расположено село Веселое. Здесь сохранился интересный памятник старины - круглая башня, возвышающаяся над водами рукотворного Каховского моря. Если присмотреться внимательнее, то нетрудно заметить, что характер кладки четвертого яруса отличается от кладки трех остальных - явно более древних. Вероятно, строительство сторожевой башни связано с походами Великого князя Литовского Витовта на татар в конце XIV века. Именно здесь в конце XVI века располагалась «Таванская сторожа», где в 1586 году нес службу будущий предводитель первого казацкого восстания против польского владычества КриштофКосинский.
Невдалеке от башни расположен винзавод открытого акционерного общества имени князя Трубецкого, основанный в 1898 году. В построенном в 1909 году здании завода, как и в дворцовом комплексе, угадываются мотивы французского ренессанса. В подвалах при постоянной температуре +8 °С хранятся сотни дубовых бочек. Гостеприимные хозяева проведут для посетителей экскурсию по предприятию, после которой пригласят на третий этаж в дегустационный зал...
Село Бургунка:
А наш путь лежит дальше. В балке Бургунка, слева от дороги, сохранился прекрасный трехарочный каменный мост, возведенный накануне путешествия Екатерины II на Юг. В период турецко-татарского господства в Северном Причерноморье на Днепре у устья Бургунки существовала переправа. Как свидетельствует французский военный инженер Гийом-Левассерде Боплан, собравший в начале XVII века интересные сведения о нашем крае, при переходе через Днепр в этом месте следовало преодолеть три широкие протоки.
Нередко у переправы происходили бои между татарами, возвращавшимися из грабительских набегов, и запорожцами, поджидавшими их здесь.
Окрестные степи недаром усеяны пунцовыми маками. Существует легенда, что это кровь казаков, пролитая в боях с ордынцами...
Село Львово
В стороне от дороги, на живописных скалистых берегах Днепра, раскинулось село Львово - бывшая еврейская земледельческая колония. Она была основана в 1841 году белорусскими евреями. Здесь сохранились руины малой синагоги. Нынешнее село образовалось в 1956 году слиянием двух населенных пунктов: Львово и Красного Бургуна. Красный Бургун (в западной части) - постарше, был основан в 1816 году на месте зимовника запорожца Бургуна. Первыми жителями стали крестьяне с Полтавщины. Во Львово находится памятник археологии - Львовское городище, существовавшее во времена поздних скифов и сохранившее остатки многокамерных каменных сооружений, зерновых и рыбозасольных ям. Располагается оно к западу от села на высоком скалистом уступе. В этих живописных местах проводились съемки известного фильма «Приключения Тома Сойера», и Днепр тогда на короткое время превратился в великую американскую реку Миссисипи.
Село Тягинка
Далее по пути лежит село Тягинка Бериславского района. При въезде в село можно увидеть оригинальный железнодорожный мост на каменной основе, возведенный в 1901 году. Прославился этот мост в съемках эпизодов популярного советского «вестерна» «Неуловимые мстители». Рядом с мостом возвышается памятник Богдану Хмельницкому. Но, пожалуй, самое интересное место Тягинки - острова Большое и Малое Городища, лежащие среди живописных плавней. К ним можно проехать, свернув с трассы вправо уже за селом. Далее к острову Большое Городище ведет дорога по насыпанной дамбе. Первое, что предстанет взору приезжего - величественный памятник-колонна, увенчанный скульптурой покровителя православного воинства Архистратига Михаила, установленный в 1992 году. Монумент воскрешает героические страницы прошлого этой земли...
Еще в XIV веке на острове был построен замок с тремя круглыми по углам башнями. Как свидетельствует князь Мышецкий, посетивший наш край в 30-х годах XVIII века, строили замок «франки» - так татары называли генуэзцев. В 1491 году крымский хан Менгли-Гирей отстроил замок, дав ему название Тягин. Наряду с другими крепостями Нижнего Днепра Тягин стал одной из опорных баз для набегов татарско-турецких орд на украинские земли. Но вскоре завоеватели получили первый урок. В 1492 году казаки из Киева и Черкас захватили под Тягиномтурецкийкорабль. С этим событием связывают первое документальное упоминание об украинском казачестве.
Не прекращали казаки тревожить тягинский турецко-татарский гарнизон и позднее. В 1628 году на Тягин ходил корсунский полковник Филоненко, в 1673 году - кошевой атаман Иван Сирко, в 1693 году - фастовский полковник Семен Палий...
В первой половине XVIII века в этих местах существовал запорожский зимовник, а в 1778 году на его месте возникло село Тягинка. В первые годы существования Херсона здесь квартировал Харьковский гусарский полк, переименованный из одноименного казачьего.
В 1914 году Тягинку, ставшую к тому времени местечком, посетил выдающийся украинский археолог, основатель Херсонского музея древностей Виктор Гошкевич. Он исследовал цитадель Тягинской крепости, выявив остатки оборонных стен и башен, каменных строений, подземный ход. Кстати, именно Виктор Иванович впервые сделал Тягинку экскурсионным объектом...
На сегодня наше путешествие заканчивается. Набираем воды в Тягинки, отъезжаем километров пять, и становимся на ночевку в посадке (фото).
Пробег за день: 83,5 км. Время в пути: 4:35. Средняя скорость: 18,2 км/ч.
День четвёртый (9 марта)
Ночь прошла не спокойно для нас, хотя было не холодно или мы уже акклиматизировались :).
Посадка, в которой остановились на ночь, не очень густая, возле полевой дороги. Как оказалось, ночью, эта дорога очень популярная у местных жителей. Обеспокоенные движением людей по этой дороги, мы назначили дежурство, чтоб следить за тем, чтоб у нас не украли наши велосипеды. Но все обошлось.
Пока собирали лагерь, возле нас остановился мужчинка на велосипеде. Расспрашивая нас, кто мы и что тут делаем. Пообщавшись, выяснили причины интенсивного движения людей ночью. Оказывается недалеко от места нашей ночевки, ферма, там постоянно меняются хозяева, местные жители активно разворуют это хозяйство по ночам :). Нас приняли за охрану, от новых хозяев. Как сказал мужчинка - «Если дальше по посадки пройтись, то можно, скорее всего, найти пару мешков скарба :), оставленного людьми, принимавших нас за охрану».
Сборы окончены и поехали, настроение у всех было хорошее, солнечный день. Опять проезжаем села, у которых есть история:
Следующий населенный пункт нашего пути - село Токаревка Белозерского района. Название происходит от фамилии первых владельцев. Токаревка основана 27 июня 1780 года хорунжим польской службы Антоном Токаревским. Но еще в екатерининские времена он проиграл свое имение семье Эрдели, которые и владели Токаревкой до советских времен. Эрдели - известная в Новороссии семья, переселившаяся из Трансильвании. К ярким ее представителям относится Семен Александрович Эрдели (1826-1898) - губернатор Херсонской губернии; в 1876-1890 годах. В Токаревке находилось две экономии, принадлежавшие детям Семена Александровича. От многочисленных построек экономии сохранилась малая часть. (1)
Село Дарьевка Белозерского района. Название происходит от слова «дарить». Дарьевка основана 20 июля 1780 года графом Федором Савельевичем Комстадиусом, потомком известного со второй половины XV века шведского рода, когда первый Комстадиус - вассал короля Эрика XIII - основал город Комстадт. Федор Савельевич унаследовал еще отцовские земли в области Энкепинг шведской провинции Смоланд. В 1806 году он получил дворянское звание. Его сын Август Федорович Комстадиус (1777-1859) - предводитель херсонского уездного дворянства, в 1821-1828 годах - губернатор Херсонской губернии, а в 1822 году одновременно и екатеринославский губернатор. И неслучайно, ведь его супруга Авдотья Васильевна Синельникова являлась внучкой первого строителя и губернатора Екатеринослава (Днепропетровска) Ивана Максимовича Синельникова, похороненного у стен Екатерининского собора в Херсоне. Дарьевка лежит на правом берегу реки Ингулец, здесь мы переезжаем по новому мосту эту реку и имеем возможность полюбоваться прекрасным видом на ее долину. Правее от моста видна старая дорога, спускающаяся к реке, и остатки понтонного моста – крайне неудобного в последнее время его существования.(1)
В с. Дарьевка остановились попить чайку с пряниками. И помчали дальше, проехав с. Надднепрянское, выскочив на объездную, проехав мимо с. Молодежное.
Напротив въезда в с. Зеленовка, увидели магазинчик, в котором продают шкуру зверей. У ребят возникло желание остановиться и сделать пару фоток.
Доехав до с. Чорнобаевка повернули на херсонское шоссе. Остановились и в честь этого события опять чайка бахнули с пряничками (фото). Позвонил Коля, и сказал - что выйдет к нам на встречу нам.
Возле села Посад-Покровское встретили Колю.
Там уже рукой подать до заправки «WOG», от нее едим на лево в сторону села Николаевское. Там известными путями группа выезжает на кульбакинский поворот, где каждый едет в своем направление.
Поход окончен, авантюра удалась :).
Пробег за день: 92 км. Время в пути: 5:10. Средняя скорость: 18,4 км/ч.
Итого:
Поход пройден успешно. За четыре ходовых дня пройдено 268 километров, из них порядка 35 километров грунтовых дорог и бездорожья.
Версия отчёта, поданная на рассмотрение в МКК в формате PDF (690 кб).