На майские праздники 2012 года в планах нашего клуба был запланирован велосипедный спортивный поход четвёртой категории сложности. Было решено провести его в Украинских Карпатах, преимущественно по Закарпатской области. Четыре участника изъявили своё желание участвовать и путешествие состоялось.
День первый (29 апреля)
Участок пути: Львов Протяжённость: 39,87 км. Ходовое время: 4 ч 38 мин. Средняя скорость: 8,6 км/ч. Набор высоты: 400 м.
Наш поход мы решили начать с осмотра достопримечательностей города, в котором до этого времени никто из нас не был. Все очень много интересного слышали о Львове, хотелось всё увидеть своими глазами. Но для начала мы поехали на разведку запланированного места ночёвки на западе города. На карте там указан лес. И он там есть. Правда отдыхающих в нём было очень много, но ещё не вечер. К ночи они все разъехались по домам.
Первым делом мы поехали в центр города, к Оперному театру. На центральной улице было очень много людей, непросто было маневрировать на велосипедах :). Немного покатались там и решили посмотреть парк «Высокий замок». В этом парке находится гора (с одноимённым названием), с вершины которой открывается вид на весь город (фото, фото, фото). Туристов очень много, подъём на гору серпантином по довольно узкой асфальтной дорожке. Получилась неплохая тренировка перед карпатскими горами :).
В парке, в тени деревьев, провели небольшое техобслуживание велосипедов и вернулись в центр – пришло время обеда. Поели и ещё покатались по узким улочкам центральной части этого красивейшего города (фото, фото, фото). В магазине докупили продукты в дорогу и вечером приехали в лес, где и поставили лагерь (фото). Спать легли рано, так как утром планировался ранний подъём и выезд на электричке в Трускавец.
День второй (30 апреля)
Участок пути: Стрый – Любинцы – Сколе – Славское – Н.Рожанка – В.Рожанка Протяжённость: 86,01 км. Ходовое время: 4 ч 54 мин. Средняя скорость: 17,6 км/ч. Набор высоты: 1198 м.
Утром приехали на пригородный железнодорожный вокзал. В кассе нам сказали, что до Трускавца электрички сейчас не ходят и предложили нам купить билеты до станции Стрый. Деваться некуда – мы согласились.
В 8:45 мы выгрузились в Стрые. Собрали велосипеды и поехали в сторону Сколе (фото).
14 км – с. Горное. Едем замечательно – трасса хорошая, вдоль реки Стрый. Подъёмов и спусков практически нет.
19 км – проехали село Любинцы. За селом остановились на берегу реки перекусить (фото).
41 км – посёлок Сколе (фото). Там немного отдохнули, пополнили запасы питьевой воды и поехали дальше. Через 8 километров доехали до поворота на Славское, куда и свернули. Асфальт начал чередоваться с грунтовой дорогой, причём грунтовки было больше, чем асфальта (фото). Но был в ухудшении дорожного покрытия и положительный момент – автотранспорта стало гораздо меньше.
68 км – железнодорожный мост и поворот на Нижнюю Рожанку. Там, на берегу реки Опир, мы остановились обмыться. План на этот день мы уже перевыполнили, но настроение у всех было боевое, поэтому приняли решение ехать дальше.
76 км – начало села Нижняя Рожанка. В селе увидели красивую церковь. Местная женщина нам рассказала, что её строили поляки. Сфотографировали церковь (фото) и поехали дальше. Одно село закончилось и плавно началось второе – Верхняя Рожанка. В нём тоже обнаружилась неплохая церквушка, деревянная (фото), а рядом с ней и местное кладбище.
В конце села начался подъём на водораздельный хребет (фото). За селом, на опушке леса, нашли ровную поляну и стали там на ночь (фото). Нам открылись замечательные виды на окрестности (фото, фото). Неподалёку нашли родник, где и набирали воду для приготовления ужина и завтрака.
День третий (1 мая)
Участок пути: В.Рожанка – водораздельный хребет – г.Черная Репа – пер.Торуньский – водораздельный хребет Протяжённость: 29,22 км. Ходовое время: 3 ч 35 мин. Средняя скорость: 8,2 км/ч. Набор высоты: 779 м.
Утром продолжили подъём на водораздельный хребет (фото). Пройдя довольно крутой подъём через 1,5 километра мы вышли на хребет. Там нам открылись замечательные виды в том числе на хребет Полонина Боржава (фото). Там ещё лежало довольно много снега.
Двигаться по хребтовой дороге проще, чем подъём на сам хребет. Грунтовая дорога ещё не заросла травой и довольно укатанная (фото).
6,1 км – вершина горы Черная Репа (фото). В сейде сняли записку туристов спелеоклуба «Геликтит-ТМ», оставили свою (фото). На спуске наш штурман Александр пробил на камнях заднее колесо (фото). Заклеить не удалось – поменяли камеру.
После проехали ещё порядка 9,5 километров по хребту и добрались до спуска к Торуньскому перевалу. Двухкилометровый спуск и мы на трассе Р-38 (фото). Там делаем привал, обедаем. На перевал спускается группа пешеходников из Харькова. Они тоже идут на озеро Синевир.
Решаем идти дальше по водораздельному хребту. Там очень красиво (фото, фото), время у нас тоже есть. Все участники поддержали эту идею. Ползём вверх :).
В лесах на хребте ещё лежит снег (фото). Погода радует теплом и солнцем, что неожиданно. Мы были настроены на каждодневные дожди.
26,5 км – мы у горы Вышковский Горган. Там сворачиваем вправо и пытаемся спуститься в село Лопушное, выйти на маршрут. Дорога идёт по руслу ручья и очень быстро оказывается завалена деревьями (фото). Скорость спуска существенно падает (фото). Понимаем, что до наступления темноты спуск, который оказался очень сложным, мы не закончим, поэтому находим ровную поляну и ставим лагерь (фото).
День четвёртый (2 мая)
Участок пути: водораздельный хребет – Лопушное – оз.Синевир – Синевирская Поляна – Синевир Протяжённость: 34,94 км. Ходовое время: 3 ч 40 мин. Средняя скорость: 9,5 км/ч. Набор высоты: 613 м.
Продолжаем спуск. Отдельно переносим велосипеды и рюкзаки (фото). Через примерно 600 метров спустились к реке Герзылов Звор, по устью которой и проложена дорога (фото). Едем к Лопушному.
8,3 км – село Лопушное. В магазине купили мороженое, немного еды, сала и начали подъём от села на перевал Озерянский (фото). Дорога плохая, много больших камней, приходится идти пешком (фото). Тут нас и настигла первая поломка – у Алексея. Срезало болт одного из нижних креплений багажника. Пока чинили решили ещё и перекусить (фото).
14 км – перевал (фото). На одном из спусков у того же Алексея лопнуло нижнее крепление багажника, но уже с другой стороны. В связи с этим стараемся ограничивать скорость на спусках.
21 км – спускаемся к озеру Синевир, где встречаем уже знакомую нам группу из Харькова. На озере делаем немного снимков (фото, фото), там встречаем группу велотуристов из Минска.
23 км – выезжаем на трассу и едем в направлении села Синевирская Поляна. После него начинаем искать место для лагеря, но ничего не можем найти. С одной стороны дорога, а с другой река Теребля. Перейти на другую сторону нельзя, речка широкая и довольно быстрая. Едем дальше.
Находим поворот с трассы, но на въезде стоит будка с охраной. Спрашиваем, можно ли остановиться на ночь, охрана не против. Но рано утром просят нас уехать, так как могут прийти хозяева и потребовать с нас денег за палатку. Мы соглашаемся и ставим лагерь (фото).
День пятый (3 мая)
Участок пути: Синевир – Колочава – пер.Прислоп – Комсомольск – Усть-Чорна Протяжённость: 48,01 км. Ходовое время: 3 ч 42 мин. Средняя скорость: 13,0 км/ч. Набор высоты: 783 м.
Выехали не слишком рано, около 9 часов утра. Но никто к нам не приходил и денег за палатку не требовал. Ну а мы, позавтракав, выехали. Через 15 километров мы в посёлке Колочава (фото). Там в магазине докупили необходимые продукты и поехали в сторону перевала Прислоп.
21 км – закончился асфальт и начался подъём на перевал (фото). С нами по пути едет группа велосипедистов из Словакии (фото). Внезапно начинается дождь, который, правда, быстро заканчивается.
27 км – перевал Прислоп. А там очень много туристов, многие довольно преклонного возраста (фото). По их разговорам мы поняли, что это поляки, которых привозят на автобусе и они день гуляют по окрестностям Колочавы.
Начинаем спуск с перевала, он оказывается труднее, чем подъём. Местами на дороге лужи грязи, много крупных камней. Встречаем автолюбителей из России, которые пытаются там проехать на джипах (фото). Интересное зрелище. Скоро дорога выходит к реке и идёт по ней (фото). В этом месте, после пройденных 30 километров мы устраиваем привал и смотрим, как автолюбители пробираются сквозь все эти препятствия (фото).
Дальше продолжаем движение по руслу реки (фото). Скоро дорога уходит из реки и по ней, пройде 32,5 километров, мы спускаемся к селу Комсомольск. Оттуда едем дальше в Усть-Чорну (43,4 км), где даже немного ездим по асфальту :). В магазине покупаем немного сладостей и возвращаемся к началу посёлка, к мосту и повороту на Лопухов.
46,5 км – начало подъёма на хребет Свидовец, о чём говорится на указателе возле дороги (фото). Идём по тропе вверх (фото), дорога вокруг портится, гремит молния и вокруг сгущаются тучи (фото). Через 1,5 километра останавливаемся на поляне на ночёвку (фото). Руководитель с завпродом идут на поиски воды, а остальные ставят лагерь. Воды не нашли, поэтому приняли решение с рюкзаками вернуться в Усть-Чорну и набрать воды там. Так и поступили, воды набрали на вечер, утро и для питья :).
Вечером становится холодно, но вскоре погода налаживается, дождь прошёл совсем рядом, но нас не зацепил.
День шестой (4 мая)
Участок пути: Усть-Чорна – г.Тэмпа – хр.Свидовец Протяжённость: 19,22 км. Ходовое время: 3 ч 34 мин. Средняя скорость: 5,4 км/ч. Набор высоты: 1467 м.
Утром начался основной подъём на хребет Свидовец. Вчера мы набрали около 250 метров по серпантинной тропе, а сегодня градиент подъёма местами был близкий к 30 градусам (фото).
3,3 км – проходим гору Стоги (фото). Очень тяжёлая дорога, много завалов (фото), крутых подъёмов (фото). Но есть и спуски, по которым приятно ехать (фото). Но подъёмов всё-таки больше (фото, фото). Все трудности с лихвой компенсируются красотой вокруг. Да и проще идти, когда видно цель – хребет Свидовец, который открылся нам во всей своей красе (фото, фото).
9,6 км – гора Под Стогами (фото). Вокруг очень красиво, появляется снег (фото) и проблема с водой уходит :). На гору Тэмпа очень крутой подъём (фото), местами дорога представляет собой скользкую грязь. Устали очень, но поднимаемся всё выше и выше.
14 км – вершина горы Тэмпа (фото). За нами движется чёрная грозовая туча (фото). Пытаемся от неё убежать, но, хоть по хребту можно довольно быстро двигаться, у нас не получается избежать непогоды. Поэтому экстренно спускаемся с хребтовой дороги немного ниже, прячем под полиэтилен велосипеды на безопасном расстоянии, в последний момент успеваем спрятаться по тент палатки и спрятать свои вещи. Начинается ливень, град, гром и молния гремят и сверкают прямо у нас над головами. Жутко, но ветер сильный и основная туча проходит дальше. Через примерно полчаса дождь утихает и мы начинаем ставить лагерь. Палатку растягиваем с помощью велосипедов, так как ветер сильный (фото). Но ветер почему-то не разгоняет сильнейший туман, который продержался до следующего дня. Очень долго пытаемся развести костёр, отыскивая хоть какие-то дрова. В конце концов нам это удаётся. Готовим ужин и после этого ложимся спать.
День седьмой (5 мая)
Участок пути: хр.Свидовец – Ясиня – Квасы Протяжённость: 33,12 км. Ходовое время: 2 ч 45 мин. Средняя скорость: 12,0 км/ч. Набор высоты: 1378 м.
С утра идёт дождь и на хребте сильный туман, видимость порядка 20ти метров. Завтракаем и выходим на маршрут. Жаль, что мы не видим красоты, окружающие нас. Идти приходится по навигатору. Дорога после дождя скользкая, много луж, снега.
8,6 км – гора Геришаска (1762 м) – наивысшая точка в нашем походе. Подъём на неё выдался сложным, очень скользко. Сфотографировались (фото, фото) и поехали дальше. Под горой догоняем пешего туриста из Ровно. Немного поговорили. Алексей меняет тормозные колодки. В такую погоду много грязи и они стираются очень быстро.
17 км – траверсом проходим гору Стиг. Через 1,5 километра выходим к горе Перечин. Там встречаем пару пеших туристов из Харькова. И вскоре начинаем спуск в село Ясиня, который проходит по горнолыжному курорту Драгобрат. В начале спуска руководитель замечает, что передний тормоз на его велосипеде не работает. Попытка исправить ситуацию не принесла успеха – колодки в нормальном состоянии, проблема в самой тормозной машинке. На спусках приходится сильно ограничивать скорость, так как нагруженный велосипед сложно остановить одним задним тормозом.
26 км – окончание спуска (фото) и выезд на асфальт в селе Ясиня. Спуск получился длиной порядка 8 километров. Дальше решаем ехать в Квасы и останавливаться в доме, где можно снять комнату. Наш штурман Александр не раз уже останавливался в этом селе, поэтому сразу едем в знакомый ему дом. Там нам предоставляют возможность постирать вещи в стиральной машине, помыть и привести в порядок велосипеды, приготовить ужин и завтрак. Ну и горячий душ :).
День восьмой (6 мая)
Участок пути: Квасы – Рахов – пер.Камень-Клевка – пер.Кобыла – Кобылецкая Поляна Протяжённость: 58,21 км. Ходовое время: 4 ч 49 мин. Средняя скорость: 12,1 км/ч. Набор высоты: 1304 м.
Утром позавтракали, собрались, попрощались с хозяевами дома и поехали в сторону Рахова. Правда сначала немного вернулись по селу к минеральному источнику, где и набрали воды (которая была даже немного газированной).
12,5 км – город Рахов (фото). Немного проехались по городу (фото, фото), заехали в велосипедный магазин, но он оказался закрыт. Дальше заехали на рынок, докупили продуктов, батарейки и поехали искать дорогу на перевал Камень-Клевка. С первого раза нам не удалось выехать в нужном направлении :). Но со второй попытки получилось. В итоге выехали за город, где и начался подъём. К этому моменту нами пройдено 23 километра.
Дорога раньше была асфальтной, но сейчас этот факт только мешал (фото). Ехать очень тяжело, поэтому приходится катить велосипеды и идти пешком. Качество дороги очень плохое.
33 км – перевал Камень-Клевка. Спуск с перевала был отличным, жаль только, что половина группы не могла разогнаться на нём из-за поломок. Приходилось ехать очень осторожно. На въезде в село Косовская Поляна штурман пробивает о камни заднее колесо. Клеится и мы продолжаем движение по маршруту.
44,6 км – закончился спуск в селе и почти сразу начинается подъём на следующий перевал. У руководителя лопается нижнее крепление багажника. Устраняем неисправность подручными средствами и продолжаем подъём. Дорога на перевал Кобыла тоже не самого лучшего качества. Приходится много идти пешком.
52,8 км – вышли на перевал, начинаем спуск. Проехав порядка 6-ти километров находим у дороги родник, где и решаем ставить лагерь (фото). Тем более, что мы практически спустились к следующему селу – Кобылецкая Поляна.
Около лагеря в листве находим саламандру (фото), которая должна принести нам удачу :). Немного позже руководитель обнаружил, что его багажник лопнул не только снизу, но и сверху. Начинаем думать о том, не спуститься ли нам на трассу и дальше ехать уже по ней. Решили принять решение утром :).
День девятый (7 мая)
Участок пути: Кобылецкая Поляна – пер.Тювшак – пер.Водицкий – Водица – Калины – Ганычи – Ольховцы-Лазы Протяжённость: 65,41 км. Ходовое время: 5 ч 09 мин. Средняя скорость: 12,7 км/ч. Набор высоты: 1009 м.
Утром позавтракали, подремонтировали сломанные багажники и решили всё-таки продолжать движение по запланированному маршруту. Через 500 метров въезжаем в село Кобылецкая Поляна. Там даже было немного асфальта :).
7 км – начинаем подъём на перевал. Дорога – грунтовая, очень плохая (фото). Ехать невозможно.
13,1 км – перевал Тювшак. Алексей заметил, что потерял один кроссовок, который висел и сушился на рюкзаке. Снимает рюкзак и возвращается на его поиски, которые ни к чему не приводят. Спускаемся с перевала.
17,5 км – проезжаем мост через речку и сразу начинаем подъём на перевал Водицкий. Качество дороги не улучшилось. По пути встречаем табличку, на которой написано, что мы едем по лучшему насаждению бука лесового (фото). Буковый лес вокруг действительно красив.
19,7 км – перевал Водицкий. Спуск с перевала длиной 4,5 километра (фото).
24,2 км – село Верхнее Водяное. Поворачиваем и по асфальту едем к селу Водица (фото). В селе у местных жителей покупаем молочные продукты (фото). Начинается дождь и мы прячемся в своеобразной танцевальной площадке (фото). Заодно обедаем.
29,7 км – асфальт закончился и начался подъём на очередной перевал.
35,8 км – перевал (фото), начинаем спуск. Пошёл дождь, который шёл довольно долго. Мы пережидали его, накрыв велосипеды полиэтиленом, а сами спрятались под деревьями. После дождя спуск стал очень сложным, скользкие камни и глина. Едем очень осторожно.
42,2 км – спускаемся в село Калины, Там начинается асфальтная дорога, правда вся изрытая ямами и колдобинами. После дождя много луж. Проезжаем село Ганычи.
57,9 км – В селе Нересница проскакиваем нужный нам поворот на Углю. Оказалось, что указатель там установлен только с одной стороны дороги, увидели мы его только тогда, когда возвращались. Едем дальше в правильном направлении.
60,1 км – Проезжаем село Ольховцы-Лазы, за которым на опушке леса и ставим лагерь (фото).
День десятый (8 мая)
Участок пути: Ольховцы-Лазы – Н.Селище – Иза – Липча – Долгое – Керецки – Дусина Протяжённость: 97,31 км. Ходовое время: 5 ч 08 мин. Средняя скорость: 19,0 км/ч. Набор высоты: 831 м.
Ночью и утром был дождь. В перерыве мы успели позавтракать (фото) и потом до 10:00 ждали его окончания в палатке. Но до конца он так и не закончился.
11,3 км – проезжаем мост за селом Колодно. В Чумалево встречаем группу из 14 велосипедистов из Киева. Сфотографировались, немного поговорили и поехали дальше (фото).
21,2 км – поворот на Нанково. Асфальт закончился и начался опять через 2,8 километров в селе Копашнево.
39,2 км – Иза. 47 км – село Липча, поворот на Сваляву. В Липче фотографируем большой женский монастырь (фото).
66,7 км – проезжаем село Долгое. Фотографируем несколько церквей (фото). 75 км – село Кушница.
79,9 км – проехали село Керецки (фото) и дальше село Дусина, за которым мы и останавливаемся на ночь (фото). Этот день был довольно сырым, дождь окончательно перестал моросить только около 16 часов.
День одиннадцатый (9 мая)
Участок пути: Дусина – Свалява – Мукачево – Дубровка – В.Лазы Протяжённость: 79,21 км. Ходовое время: 3 ч 57 мин. Средняя скорость: 20,1 км/ч. Набор высоты: 317 м.
Утро солнечное. Едем в Сваляву (фото), до которой осталось порядка 5-ти километров. В центре города концерт, посвящённый празднику Победы. Немного смотрим его и едем на железнодорожный вокзал. Там покупаем билеты на обратную дорогу. На удивление проблем с ними не было. После ещё небольшая экскурсия по городу (фото, фото). Довольные едем дальше в Мукачево. За селом Драчины обнаруживаем минеральный источник, в котором набираем воды. Вода газированная и очень вкусная. Правда со временем она потемнела, как будто поржавела. Но вкус не изменила.
33 км – Въехали в город Мукачево (фото). Небольшая экскурсия по городу (фото, фото) и движемся дальше, к замку Паланок (фото). Экскурсия по замку нам всем очень понравилась, очень красиво. Потратили на неё около двух часов времени. Уходить не хотелось, но делать нечего, надо ехать дальше.
За городом обнаружили велодорожку (фото), по которой и доехали до следующего села – Ракошин (фото). Хорошая дорога, едем хорошо, только ветер встречный. Хорошо, хоть не очень сильный. За селом Дубровка у дороги сфотографировали оригинальное футбольное поле, расположенное на склоне холма (фото).
74 км – поворот в село Великие Лазы, куда мы свернули, чтобы набрать воды для приготовления пищи, заодно и купили некоторые продукты. После вернулись на трассу и проехав ещё немного поднялись в посадку для ночёвки. Посадка акации, которая в это время бурно цвела (фото). Запах изумительный :).
День двенадцатый (10 мая)
Участок пути: В.Лазы – Ужгород – Львов (поезд) Протяжённость: 23,68 км. Ходовое время: 1 ч 49 мин. Средняя скорость: 13,0 км/ч. Набор высоты: 81 м.
Утром быстро позавтракали и покатили в Ужгород (фото). Небольшая экскурсия по городу и мы у Ужгородского замка. Идём туда на экскурсию, оставив велосипеды у охранников в подсобке. Даже не знаю, что рассказать про сам замок... В общем – это огромный музей. И рассказывать тут нечего, надо смотреть своими глазами :). Там и оружие, и одежда, и быт, и флора, и фауна Закарпатья. Очень много всего. Очень классно, мы даже устали смотреть это всё :). К сожалению очень мало фотографий (фото, фото, фото, фото, фото), так как аккумулятор в фотоаппарате разрядился в самом начале экскурсии :(. Но много фотографий можно найти в интернете.
Опомнились мы, когда на часах уже было около 15 часов дня. Понимаем, что ехать дальше по нашему маршруту на перевал Ужок просто нет времени. Плюс к этому мы очень переживали за техническое состояние багажников у двух участников, которые могли развалиться в любой момент. Общий километраж, пройденный нами в этом походе, набор высоты и протяжённость грунтовых дорог уже вполне соответствовали требованиям к походу четвёртой категории сложности. Исходя из всего этого было принято решение ехать на железнодорожный вокзал (фото) и смотреть варианты отъезда во Львов. Билеты на следующий день из Львова домой были куплены нами в Сваляве.
Купили билеты на поезд Ужгород – Одесса и поздно вечером (или рано утром) мы во Львове. Сразу поехали на место нашей первой ночёвки, поставили палатку и легли спать. Готовить ужин было уже поздно, ну или ещё рано.
День тринадцатый (11 мая)
Участок пути: Львов Протяжённость: 15,42 км. Ходовое время: 2 ч 07 мин. Средняя скорость: 7,3 км/ч. Набор высоты: 100 м.
Последний день нашего похода... Как бы не хотелось, но сегодня мы уезжаем домой. Ещё раз прокатились по узким и красивым улочкам Львова (фото, фото) и, приехав на железнодорожный вокзал (фото), сели на поезд Львов – Херсон. Домой...
Итого:
Поход пройден успешно. За 13 ходовых дней пройдено 630 километров, из них 235 километров грунтовых дорог и бездорожья. Общий набор высоты за весь поход составил 10260 метров.
Версия отчёта, поданная на рассмотрение в МКК в формате PDF (5,7 Mб).